Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Образ Христа и его иконографические типы

Содержание

Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV — IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях.
Образ Христа и его иконографические типыВыполнил: студент 3А ФРФ Рыбакова Марина Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV — Описание монаха Епифания  (начало IX в.):Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ Чуть позднее, в 836 г., в послании к императору Феофилу был дан С XIV-го века широко известно так называемое «Письмо» иудейского проконсула Публия Лентула Обязательные элементы изображения1. нимб2. гиматий - верхняя одежда 3. хитон4. клав 5. книга6. именование Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария, отвергавшую Иконографические типы «Спас Нерукотворный»«Нерукотворный Образ Иисуса Христа», «Спас на убрусе», «Мандилион» — один из В православной иконописной традиции сложилось два основных типа Нерукотворного Образа Спасителя: Спас «Спас Вседержитель» («Пантократор»)центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с книгой в форме свиткаИконографический тип Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с раскрытой книгойИконографический тип « Господь «Спас в силах»Этот образ - целый богословский трактат в красках. Всю площадь «Господь на престоле»,  «Царь царем »особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса Спас на престоле с Евангелистами(Афон (Греция), 1664 г.)Рядом с Хритом символически представлены «Великий Архиерей»Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в «Спас Эммануил»«Спас Эммануил», «Еммануил» — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. «Добрый Пастырь»Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами. «Не рыдай Мене, Мати»«Не рыдай Мене, Мати…»— иконографическая композиция, представляющая Христа во «Благое Молчание»Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом. «Лоза истинная»Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: «Спас Недреманное Око»Символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, «Спас Ярое Око»В русской иконописи периода Золотой Орды (позднее - у раскольников) «Христос-Страстотерпец»Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие нам, как сильно он «Спас иерей»Христос в облике священника. «Царь Иудейский»Спаситель в терновом венце и багрянице. «Христос Ветхий Денми»Изображение Христа в облике седовласого старца.
Слайды презентации

Слайд 2
Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев»

Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV

и к IV — IX вв. сложились в подробные

тексты, совпадающие в основных подробностях.

Слайд 3 Описание монаха Епифания (начало IX в.):
Спаситель «былъ весьма

Описание монаха Епифания (начало IX в.):Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ

прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ

добро́тою паче сыновъ человbческихъ“), ростомъ же или тbлеснымъ возвышенiемъ шести полныхъ футъ; русые имbя волосы и не особенно густые, скорbе напоминавшiе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свbтлыя и блестящiя (подобно тому, какъ разсказываетъ исторiя о праотцb Его Давидb (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дbтище бb, и черменъ и лbпъ очима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокiй, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имbя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человbческая, кромb Матери Его, въ дbтскомъ Его возрастb; съ легкимъ склоненiемъ выи, настолько, чтобы не вполнb прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвbта тbла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткiй обычай и во всемъ безгнbвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».

Слайд 4
Чуть позднее, в 836 г., в послании к

Чуть позднее, в 836 г., в послании к императору Феофилу был

императору Феофилу был дан неофициальный канон изображения Иисуса в

Его человеческом облике:
«...благотелесный... со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...».

Слайд 5
С XIV-го века широко известно так называемое «Письмо»

С XIV-го века широко известно так называемое «Письмо» иудейского проконсула Публия

иудейского проконсула Публия Лентула к Тиберию или к римскому

сенату, в котором еще раз описывается внешний вид Иисуса. Это свидетельство представлено в нескольких вариантах.
Один из вариантов цитируется по книге З.Косидовского «Сказания Евангелистов»:
«Человек он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом.
Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка: «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих».

Слайд 6 Обязательные элементы изображения
1. нимб
2. гиматий - верхняя одежда

Обязательные элементы изображения1. нимб2. гиматий - верхняя одежда 3. хитон4. клав 5. книга6. именование


3. хитон
4. клав
5. книга
6. именование


Слайд 7
Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви

Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария,

на ересь Ария, отвергавшую Божество Сына Божия Иисуса Христа.

Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему «кресчатым нимбом».
С XI в. «земное» имя Спасителя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трёх видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими
Традиционные одежды Христа: нижняя — пурпурный «хитон " с полосой — «клавом " на плече, верхняя — синий «гиматий "

Слайд 8
Иконографические типы

Иконографические типы

Слайд 9 «Спас Нерукотворный»
«Нерукотворный Образ Иисуса Христа», «Спас на убрусе»,

«Спас Нерукотворный»«Нерукотворный Образ Иисуса Христа», «Спас на убрусе», «Мандилион» — один

«Мандилион» — один из основных типов изображения Христа, представляющий

Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).
Первое пожизненное изображение Христа (30-е годы от Р. Х.) возникло чудесным образом:
Он, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного лика. Этот плат обладал чудотворной силой - он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Это самое древнее из канонических изображений. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос.
Образ был прибит на «доску негниющую» и помещен над городскими воротами города Эдессы.
Позже образ пришлось скрыть – замуровать в нише стены. За четыре столетия о нем забыли. В 545 году эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворенного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток лика на керамиде – глиняной доске, закрывающей Святой убрус.

Слайд 10
В православной иконописной традиции сложилось два основных типа

В православной иконописной традиции сложилось два основных типа Нерукотворного Образа Спасителя:

Нерукотворного Образа Спасителя: Спас на убрусе (лик на фоне

белого плата, верхние концы которого завязаны узлами, подчеркнуты складки ткани, а по нижнему его краю пущена кайма) и Спас на чрепии (на этих иконах нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки).
Иконография Нерукотворного Спаса содержит только оглавные изображения.

Слайд 11 «Спас Вседержитель» («Пантократор»)
центральный образ в иконографии Христа, представляющий

«Спас Вседержитель» («Пантократор»)центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного

Его как Небесного Царя и Судию.
Спаситель может изображаться

в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно.
В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.
Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — "Спас в силах». Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».

Слайд 12
Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с книгой

Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с книгой в форме свиткаИконографический

в форме свитка
Иконографический тип « Господь Вседержитель»: поясное изображение

с закрытой книгой в форме кодекса

Слайд 13
Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с раскрытой

Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с раскрытой книгойИконографический тип «

книгой
Иконографический тип « Господь Вседержитель»: Ростовое изображение с предстоящими


Слайд 14 «Спас в силах»
Этот образ - целый богословский трактат

«Спас в силах»Этот образ - целый богословский трактат в красках. Всю

в красках. Всю площадь иконы занимает изображение красного четверика,

т. е. квадрата с вытянутыми концами, который знаменует собою землю. Изображения упоминаемых в Апокалипсисе животных помещены по четырем концам красного квадрата. Это символы евангелистов: ангел – Матфей, лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн, которые разносят благую весть по всем четырем частям света.
На красном четверике с символами евангелистов, который иначе называют тетраморф, помещен синий овал – мир духовный, сфера бесплотных сил. Все пространство овала заполнено изображениями крылатых ангелов с человеческими лицами. А поверх него, на красном ромбе, который является условным изображением светозарной огненной природы мира Божественного, – фигура Спасителя на престоле.
У подножия престола изображены бесплотные силы (престолы).
Правая рука Спасителя – в благославляющем перстосложении. В левой – раскрытая (содержит цитату из Евангелия) или закрытая (книга за семью печатями) книга, которая символически соотносится и с книгой Завета и Закона, и с книгой Жизни, и с книгой Откровения.

Слайд 15 «Господь на престоле», «Царь царем »
особый эпитет Христа,

«Господь на престоле», «Царь царем »особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса

заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий

Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей». Царь царей и грозный Судия – таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол в иконографии – не просто символ царственной власти – это, скорее всего, символ вселенной, символ всего видимого и невидимого мира. Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Фигура может быть одиночной, а может быть «с предстоящими» – с ангелами и святыми.

Слайд 16
Спас на престоле с Евангелистами(Афон (Греция), 1664 г.)
Рядом

Спас на престоле с Евангелистами(Афон (Греция), 1664 г.)Рядом с Хритом символически

с Хритом символически представлены четыре Евангелиста: Матфей изображен в

образе юноши, Марк - в образе льва, Лука - в образе вола, и Иоанн в образе орла. Все они держат свои Евангелия и все имеют крылья, что подчеркивает их ангельский чин.

Слайд 17 «Великий Архиерей»
Великий Архиерей - одно из символических именований

«Великий Архиерей»Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его

Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в

жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества (Пс CIX, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.

Слайд 18 «Спас Эммануил»
«Спас Эммануил», «Еммануил» — иконографический тип, представляющий

«Спас Эммануил»«Спас Эммануил», «Еммануил» — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом

Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством

Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.

Слайд 19 «Добрый Пастырь»
Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами,

«Добрый Пастырь»Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.

либо с заблудшей овцой за плечами.


Слайд 20 «Не рыдай Мене, Мати»
«Не рыдай Мене, Мати…»— иконографическая

«Не рыдай Мене, Мати»«Не рыдай Мене, Мати…»— иконографическая композиция, представляющая Христа

композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину

погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.

Слайд 21 «Благое Молчание»
Изображение Христа до прихода к людям (воплощения)

«Благое Молчание»Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.

в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.


Слайд 22 «Лоза истинная»
Именование Христа Лозой основано на евангельских словах:

«Лоза истинная»Именование Христа Лозой основано на евангельских словах:

"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой -

виноградарь." (Иоан.15:1), "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5). Иконография сложилась, скорее всего, в греческих монастырях и представляет Христа в образе Вседержителя, окруженного лозой, в ветвях которой изображаются апостолы (а иногда еще и Богородица и Иоанн Предтеча). Евангелие открыто на соответствующем отрывке (Иоан.15:1), в греческом варианте икона подписывается "Αμπελος", что, собственно и означает "виноградная лоза".

Слайд 23 «Спас Недреманное Око»
Символический тип изображения Христа, сложившийся на

«Спас Недреманное Око»Символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных

основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт

XLIX, 8-9, Откр V, 5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств, среди которых сон с открытыми глазами, символически истолковывавшихся, как прообразы смерти и Воскресения Христа.
Основной мотив содержания образа отвечает содержанию великосубботней службы и заключается в передаче сверхъестественного состояния Богочеловека по смерти, когда телом Он почивал во гробе и вместе с тем бодрствовал во аде с душою как Бог, попирая смерть: "...спит Живот, и ад трепещет..."
В цветущем саду Отрок Христос с открытыми глазами почивает на ложе. Ему предстоят Богородица и ангел. Второй ангел с орудиями страстей изображен над Спасом.

Слайд 24 «Спас Ярое Око»
В русской иконописи периода Золотой Орды

«Спас Ярое Око»В русской иконописи периода Золотой Орды (позднее - у

(позднее - у раскольников) был весьма популярен Спас Ярое

око. ("не мир принес вам, но меч").
Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и яростными глазами.

Слайд 25 «Христос-Страстотерпец»
Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие

«Христос-Страстотерпец»Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие нам, как сильно

нам, как сильно он любил и как сильно страдал.
Русская

икона (третья) изображает Христа в Претории, тюрьме в Иерусалиме, где Христа так безжалостно дразнили .в ночь перед Распятием. Он изображен со связанными руками и ногами в колодках.
Христос является также центральным образом большинства канонических композиций (Въезд в Иерусалим, Преображение, Тайная вечеря, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Воскресение и т.д.), которые здесь не рассматриваются.

Слайд 26 «Спас иерей»
Христос в облике священника.

«Спас иерей»Христос в облике священника.

Слайд 27 «Царь Иудейский»
Спаситель в терновом венце и багрянице.

«Царь Иудейский»Спаситель в терновом венце и багрянице.

  • Имя файла: obraz-hrista-i-ego-ikonograficheskie-tipy.pptx
  • Количество просмотров: 139
  • Количество скачиваний: 0