Слайд 2
Парсуна XVII век
Парсуна появляется в переходный период русской
истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых
художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII в. парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.
В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.
Слайд 3
Конец XVII века
Неизвестный художник конца 17 века
Портрет Якова
Федоровича Тургенева
Не позднее 1695
Плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры
говорят о традициях, связывающих его с приемами древнерусской живописи. Однако в основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения. Они сказываются в искусной передаче материала и деталей одежды, но более всего — в экспрессии лица и позы портретируемого.
Слайд 4
Начало XVIII века
В первые десятилетия после основания Петербурга
в нем выдвинулась группа молодых художников, порвавших с застывшими
каноническими формами древнерусского искусства, обратившихся к изображению реального мира, к передаче психологического облика человека. Первые русские портретисты Иван Никитин и Андрей Матвеев были посланы Петром I за границу совершенствовать свое живописное мастерство.
Слайд 5
Середина XVIII века
Это сочетание объемно написанной головы и
несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном
наряде, выступающей чаще всего из темного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. Он относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность - с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор - одетой во "взрослое" платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками - стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.
Слайд 6
Конец XVIII века – начало XIX века
XVIII век
вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета»,
одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной — одно из поэтичнейших произведений Боровиковского, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма.
Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы.
С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Мягкая воздушная дымка заполняет пространство.
Слайд 7
Жанр портрета становится необыкновенно популярным в русском
искусстве конца XVIII века. Это подтверждает и широкое распространение
провинциального портрета. Как правило, их заказчиками были представители небогатого дворянства и купечества, а иногда и знатные вельможи. Зачастую провинциальные художники копировали существующие образцы, повторяли приемы, разработанные столичной школой. Таков представленный на выставке овальный портрет императрицы Екатерины II, который, скорее всего, выполнен на основе гравюрного оригинала.
Слайд 8
Живопись 1830 – 1850-х годов
Творчество Брюллова внесло в
живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены
утверждением чувственно-пластической красоты человека, драматической напряженностью образов, реалистическими тенденциями, тонким психологизмом. Блестящий мастер парадного портрета.
В произведениях В.А. Тропинина, С.К. Зарянко, П.А. Федотова мы имеем дело с теми же свойственными времени тенденциями максимального приближения к натуре, к интимной, частной жизни человека. В поздних работах П.А. Федотова (Вдовушка; Анкор, еще анкор, ГТГ) уже видна попытка передать тягостную атмосферу, окружающую бедных людей, настроение безотрадной тоски, наполнить картину социальным смыслом. Однако все эти задачи было трудно решить в рамках стиля бидермайер. Новые требования к жизни вызывали в искусстве появление новых средств выражения. На смену идиллического изображения селян и натюрмортов пришли остросоциальные проблемы и новый стиль - критический реализм, который стал ведущим в русском искусстве второй половины XIX века.
Слайд 9
Конец XIX века – начало XX века
Живописное мастерство,
совершенство рисунка Серова необыкновенно высоки. Полнота эмоционального воздействия произведений
художника объясняется умением найти точные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить многогранную картину жизни. Портрет работы В. А. Серова- "Портрет Портретыч", как шутя называл этот жанр художник, - не просто талантливое воссоздание черт индивидуального лица, но -и мир, в котором живет изображаемый человек.
На рубеже 19 и20 вв. искусство ряда передвижников стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос. ТПХВ теряло былое общественное влияние, но основное ядро передвижников до конца сохранило верность реализму и демократическим идеалам.
Слайд 10
Советский период
В советский период реалистический портрет-тип получил дальнейшее
развитие в творчестве таких художников, как Г.Г. Ряжский (“Председательница”,
1928), М.В. Нестеров (“Портрет академика И.П. Павлова”, 1935). Типические особенности народного характера отразились в многочисленных образах крестьян, созданных художником А.А. Пластовым.
Слайд 11
Середина XX века
В сов. время реалистические начала творчества
Н. получили качественно новое развитие. Он работал главным образом
как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Н. Северцова, 1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С. Кругликозой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, — все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства
Слайд 12
Вторая половина XX века – начало XXI века
Острую
психологическую характеристику своих моделей дают такие известные портретисты, как
П.Д. Корин (“Портрет скульптора С.Т. Коненкова”, 1947), Т.Т. Салахов (“Композитор Кара Караев, 1960), Д.И. Жилинский (“Портрет скульптора И.С. Ефимова”, 1954) и многие другие.
В настоящее время в портретном жанре успешно работают такие художники, как Н. Сафронов, исполнивший множество живописных образов знаменитых политиков, актеров и музыкантов, И.С. Глазунов, создавший целую галерею портретов известных деятелей науки и культуры. Огромный вклад в развитие русской портретной живописи внес А.М. Шилов (“Портрет академика И.Л. Кнунянца”, 1974; “Портрет Оли”, 1974).
Слайд 13
Вопросы
1. Расскажите, чем парсуна отличается от
иконы и портрета.
2. Что повлияло на возникновение портретного жанра
в русском искусстве?
3. Назовите первых русских портретистов (начало XVIII века).
4. Что нового привнес XIX век в русскую портретную живопись?
5. Назовите великих мастеров портрета XIX века.
6. Новые влияния в живописи начала XX века
Слайд 14
Задание
Определите к какому времени принадлежат портреты:
Живопись 1830
– 1850-х годов
Вторая половина Вторая половина XX Вторая половина
XX века – начало Вторая половина XX века – начало XXI Вторая половина XX века – начало XXI века
Конец Конец XIX Конец XIX века – начало Конец XIX века – начало XX Конец XIX века – начало XX века
Парсуна Парсуна XVII Парсуна XVII век
Середина Середина XX Середина XX века
Начало Начало XVIII Начало XVIII века
Начало Начало XVIII Начало XVIII века
Живопись 1830 – 1850-х годов
Конец XVIII века – начало Конец XVIII века – начало XIX Конец XVIII века – начало XIX века
Слайд 15
Содержание
Парсуна Парсуна XVII Парсуна XVII век
Конец Конец XVII
Конец XVII века
Начало Начало XVIII Начало XVIII века
Середина Середина
XVIII Середина XVIII века
Конец XVIII века – начало Конец XVIII века – начало XIX Конец XVIII века – начало XIX века
Живопись 1830 – 1850-х годов
Конец Конец XIX Конец XIX века – начало Конец XIX века – начало XX Конец XIX века – начало XX века
Советский период
Середина Середина XX Середина XX века
Вторая половина Вторая половина XX Вторая половина XX века – начало Вторая половина XX века – начало XXI Вторая половина XX века – начало XXI века
Вопросы
Задание
Слайд 16
Сопроводительный лист
Тема: Особенности развития русской портретной живописи. От
парсуны до портрета.
Автор: Африна Н. Ю., студентка ХГФ МПГУ
304 группы, nadia0509@mail.ru
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Гудилина С.И.
Для кого: 9 -11 классов
Цели: Ознакомление с историей и развитием русской портретной живописи, эстетическое воспитание учащихся.
Аннотация
Презентация содержит информацию о развитии русского портрета начиная от парсуны XVII века. В презентации указаны основные этапы становления русской портретной живописи. Также включает в себя вопросы и задание для самопроверки учащихся.
Слайд 17
Список литературы
Д. В Сарабьянов, история русского и советского
искусства, издательство «высшая школа» М., 1979
http://www.primart.ru/istoria/ist_port/ist_001.htm
Слайд 18
Не правильный ответ!
Вернуться к заданию