Слайд 2
Происхождение кокошника
Кокошниками издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной
убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова
"Кокош" - петух. Форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.
Венецианов, Жница
Слайд 3
Древнерусские женские головные уборы
Славянская женщина в уборе с
колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. (По материалам кладов Старой Рязани
и Новгородской земли,
в. п. XII в.)
Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Слайд 4
Древнерусские женские головные уборы
Русская княгиня в эмалевом уборе
с диадемой
и колтами, вторая половина XII - начало
XIII вв.
( По материалам Киевских кладов.)
Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв.
С использованием накладной коруны.
(По материалам кладов Старой Рязани .)
Слайд 5
Девичьи уборы древних славян
Только девушки могли ходить
с
непокрытой головой.
Украшением служили повязки.
Девушка вятичей в уборе,
с височными
кольцами и
шейной гривной.
По материалам курганов
вятичей, конца XI – XII вв.
Реконструкция костюма и украшений
девушки из Ярославля,
конец XII – начало XIII вв.
Слайд 6
Византийское влияние
Одна из версий происхождения кокошника - византийская.
Еще в античное время знатные гречанки украшали головы небольшими
диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к прическе.
Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин
Слайд 7
Наряды византиек были по восточному строги, украшать голову
"венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних
же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом.
Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой.
Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)
Слайд 8
Кокошник златоглав был обтянут парчой и вышит бисером и
золотом.
Слайд 9
Традиция украшать голову высоким головным убором начала
приживаться и в русском обществе.
Слайд 10
Даже Екатерина II неоднократно позировала
в кокошнике,
стремясь подчеркнуть
свое почтение к русским традициям.
Художник Стефано Торелли.
Портрет императрицы Александры Федоровны – жены Николая II.
Художник Франц Крюгер.
Слайд 11
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Иван Макаров.
Княгиня Орлова-Давыдова на
костюмированном балу 1903 года
Слайд 12
Высшим слоям стали подражать и все остальные слои
населения и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не
обходился без расшитого бисером, золотом или жемчугом кокошника.
Слайд 13
Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация
тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником,
а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:
Слайд 14
Девичий головной убор в целом представлял собой повязку
в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы.
«Перевязка» (повязка)
- полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.
Слайд 15
Украшением этих уборов служит поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера,
рубленого перламутра, нанизанными на конский волос.
Слайд 16
Коса – девичья краса
Кокошник был не только главным
женским украшением, но и семейной ценностью: их давали и
в приданое, и передавали по наследству. В отличие от девичьей "коруны" женский кокошник имел "донце" из такни, прикрывавшее волосы.
Портрет дочери К.Маковского Ольги
(Цилиндрический кокошник)
Слайд 17
На Русском севере повязки были высокими и имели
вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась
на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.
Слайд 18
«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме» К.Маковский
Слайд 19
Коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с
прорезным узором была самым торжественным из девичих уборов.
Слайд 20
Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор
– коруну, украшенную фольгой и самоцветами.
Слайд 21
«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного
девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие
заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу.
Слайд 22
Во время девичника подруги невесты расплетали ей косу.
А невеста своим подругам дарила ленты, косники.
К. Маковский. Под
венец.
Слайд 23
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в
русском костюме» 1790
Слайд 25
Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник-шишак.
Шишак украшали шишки из жемчуга и бисера, которых могло
быть до 40 на одном уборе. Такой кокошник надевали на невесту с пожеланием иметь столько же детей, сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком.