Творчество А.К. Саврасова."Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь." (Саврасов А.К.)
Слайд 2
Творчество А.К. Саврасова. "Без воздуха пейзаж - не пейзаж!
Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что
ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь." (Саврасов А.К.)
Слайд 3
«Грачи прилетели» (1871). Судьба А.К.Саврасова в русском
искусстве достаточно трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа,
он был известен широкой публике как автор одной картины - «Грачи прилетели» (1871).
Слайд 4
«Грачи прилетели» (1872).
Сюжет картины прост и незатейлив.
Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого
солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. (Весна. Грачи прилетели, 1872)
Слайд 5
Творчество А.К. Саврасова. А ведь именно с Саврасова, как
писал его ученик и продолжатель И.Левитан, «появилась лирика в
живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система. Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и трель соловья, и журчание ручейка. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». Художник называл это душой пейзажа
Слайд 6
Картины Саврасова. Он мечтал о светлом и одухотворенном согласии
свободного человека и природы. Отсюда и любимые его темы
- многоцветная радуга, омытые дождем заливные луга, плакучие ивы, вечерние зори, стаи перелетных птиц над сжатыми полями. «Проселок», 1873
Слайд 7
Картины Саврасова. «Домик в провинции.Весна», 1878
«Дворик. Зима», 1870
Слайд 8
Картины Саврасова. «Лосиный остров в Сокольниках»,1869
«Ранняя весна. Оттепель»,1880-е
Слайд 9
Картины Саврасова. «Закат над болотом», 1871
«Распутица», 1894
Слайд 10
Картины Саврасова. «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», 1871.
«Лето».
Слайд 11
Творчество А.К. Саврасова. В конце 1870-х годов
художник тяжело заболел. Несмотря на многочисленные работы, но последнее
десятилетие жизни мастера оказалось нелегким: его уволили из Училища, он бедствовал. Умер Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве.