Слайд 2
В Средние века архитектура становится главным видом искусства,
подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два
стиля: романский (ХI—ХII вв.) и готический (ХIII—ХV вв.).
Слайд 3
Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может
быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной
тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов.
Слайд 4
Середина ХII в.
Мариен-кирхе
Лаахе.
Германия
Слайд 5
Спокойно и уверенно поднимают к небесам складные, крепкие,
прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами
и формами. В их очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной.
Слайд 6
Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны
узкими оконными и дверными проемами. Основными типами архитектурных построек
этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Слайд 7
Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в
большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о
модели мира. Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
Слайд 8
Для освещения стали использовать высокие своды с многочисленными
окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная
на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные.
Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.
Слайд 9
Церковь Петра и Павла. XI-XII век Монастырь
Клюни, Франция
Слайд 10
Церковь Петра и Павла являлась самым крупным храмом
в Европе и служила прототипом для ряда других церквей.
Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две — на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием— использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.
Слайд 14
В готическом периоде развития архитектуры условно различают три
этапа: ранняя готика (ХII—ХIII вв.), высокая готика (ХIII в.)
и поздняя, или пламенеющая готика (ХIУ—ХУ вв., а в отдельных случаях — ХУI в.).
Слайд 15
Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный
фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в
тонкий шпиль.
Слайд 16
Готические соборы очень нарядны и богато декорированы.
Формы готического
здания имеют характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость
и динамичность.
Слайд 17
По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов
значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью всех членений, она придает зданию
устремленность вверх, к небесному своду.
Слайд 18
Собор Нотр-Дам
в Париже
1163 - 1258
Франция, Париж
Слайд 20
Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и
двойными боковыми нефами. Такая конструкция использовалась очень редко -
лишь в самых важных образцах храмовой архитектуры, таких как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одно это ставит собор в исключительное положение. Кроме того, и позже соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях.
Слайд 21
Большое окно-роза в верхней части западного фасада -
яркая отличительная черта готических соборов. Его круглая форма, разделенная
на секторы узкими каменными ребрами, наподобие колеса, рождала в восприятии средневекового человека двойной символический смысл:
Слайд 22
Собор в Кёльне
Германия
1248 - 1437; 1842 - 1880
Германия,
Кёльн
В Средние века Кельн был одним из самых богатых
и больших городов мира. Поэтому архиепископ Кельна, закладывая собор, хотел иметь такой храм, который бы не уступал французскому.
Слайд 23
Однако время было неспокойным: в Европе бушевали эпидемии
и войны. За несколько лет у собора поменялось несколько
архитекторов.
В 50-е годы работу над собором продолжил архитектор Рене де Кормон. Кельнский собор простоял несколько веков с незаконченным каркасом до эпохи романтизма, когда вновь возник интерес к готике.
Слайд 24
В 1815 году Гёте выступил в защиту Кельнского
собора, а также направил письмо прусскому министру внутренних дел
со своими предложениями. В 1842 году после тщательных работ король Пруссии повелел закончить строительство, и сам заложил первый камень.
Слайд 25
Собор в Кёльне. Витражи
Германия
1248 - 1437; 1842 -
1880
Германия, Кёльн
В 1945 г. собор был поврежден бомбардировками. Реставрационные
работы поэтому продолжаются по сей день
Слайд 26
Собор в Шартре
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр
Шартрский собор был
заново отстроен после пожара 1194 года. Однако в соборе
сохранились части, сооруженные в 1134, 1140 и в 1150 годах
Слайд 27
Храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящен
в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Он
стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии. В ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, было заказано окно-роза для главного фасада, украшенное гербами Франции и Кастилии. Многие мотивы витражей Шартрского собора также сопряжены с культом Девы Марии.
Слайд 29
Собор в Шартре. Интерьер
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр
Шартрский собор
сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях
Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту.
Слайд 30
Окно-роза было заказано в честь Девы Марии королем
Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой,
королевой Бланш Кастильской, и украшено гербами Франции и Кастилии. Оно вошло в историю искусства под названием "Ром Франции".
Слайд 32
Скульптура Шартрского собора сохранилась почти полностью. Наружное и
внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10
000 скульптурных изображений из камня и стекла.
В центральном Королевском портале находится композиция "Христос во славе" - по обе стороны от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с фигурами святых.
Слайд 33
Кентерберийский собор
Великобритания
1174 - 1184
Англия, Кентербери
Это резиденция архиепископа и
центр процветавшего бенедиктинского монастыря. Он был местом поклонения Томасу
Беккету - прежнему архиепископу Кентерберийскому, убитому в соборе в 1170г.
Слайд 34
Кентерберийский собор. Интерьер. Хоры
Великобритания
1174 - 1184
Англия, Кентербери
Слайд 35
Одним из красивейших сооружений этой эпохи является кафедральный
собор в Реймсе. Он издавна был местом коронации французских
королей династии Капетингов.
Собор Нотр-Дам в Реймсе
д'Орбэ Ж., де Суассон Б., де Куси Р.
Франция
1211 - 1420
Франция, Реймс
Слайд 36
Собор Нотр-Дам в Реймсе. Ворота западного фасада
д'Орбэ Ж.,
де Суассон Б., де Куси Р.
Франция
1211 - 1420
Франция, Реймс
В
1210 году, когда сильный пожар разрушил кафедральный собор, незамедлительно начался сбор средств на возведение нового, который возводился в готическом стиле.
Слайд 37
Среди черт, присущих этому стилю: особенное, стрельчатое очертание
многих архитектурных элементов, узкие башенки с завершением в виде
пирамидки, называющиеся пинаклями, вытянутые островерхие окна, разделенные тонкими колонками на несколько частей.
Слайд 39
Большое круглое, разделенное на множество долей окно, располагающееся
обычно в соборах над главным порталом. Такое окно использовалось
в архитектуре и раньше, но в готическую эпоху получило особое распространение и стало называться "готической розой".
Слайд 40
Собор Нотр-Дам в Реймсе. Скульптура
Слайд 41
Какие элементы готики использованы в оформлении следующих сооружений?
Слайд 42
Солсберийский собор
Великобритания
1220 - 1266
Великобритания, Солсбери
Слайд 43
Собор Святого Витта
Матье из Арра, Парлер П.
Чехия
1352
Чехия, Прага
Слайд 47
Собор в Шартре.
Витраж
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр
Слайд 48
Собор Нотр-Дам-де-Пари. Розетка, вид изнутри Франция1163 – 1258
Франция, Париж
Слайд 49
Отметьте характерные черты готики.
Что общего имеют эти
сооружения и чем отличаются?