Слайд 2
Зримое воплощение церковного символизма – православный
храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему
смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ.
Слайд 3
Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием
Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма.
Слайд 4
Крестово-купольная церковь или собор в плане
выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве,
принесенной во имя всего человечества .
Слайд 5
Многоглавие храмов
Количество глав храма
раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.
Слайд 6
Одна глава знаменует единство Бога.
Слайд 7
Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека
Иисуса Христа.
Слайд 8
Три главы знаменуют Святую Троицу.
Слайд 9
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его
распространение на четыре стороны света.
Слайд 10
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа
и четырех евангелистов.
Слайд 11
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви,
семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
Слайд 12
Девять глав связаны с образом небесной
Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов
праведников.
Слайд 13
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса
Христа и двенадцати апостолов.
Слайд 14
Количество глав связано , кроме того,
с посвящением главного престола храма, а также часто и
с количеством престолов, соединенных в одном объеме.
Слайд 16
По своей внешней форме накупольные кресты
нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе
выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику.
Слайд 17
Полумесяц на православном кресте не имеет
никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе
над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Слайд 18
Крест “трилистниковый”
В России эта форма
креста употребляется чаще других.
Слайд 19
Крест “терновый венец”
Изображение креста с
терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных
принявших христианство народов. Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как
последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Слайд 20
Крест осмиконечный
Восьмиконечие - наиболее соответствует
исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят
Христос
Слайд 21
Четырёхконечный крест
Такой крестик - одна из любимых христианами
и распространенных у них форм. Крестное дерево Христос окропил
своей кровью, тем самым навеки придав кресту его силу. Капли крови Искупителя и символизируют круглые капли в полудужьях четырех концов каплевидного креста.
Существовали наперсные кресты такой формы и нательные. Очень часто каплевидный крест использовался для украшения богослужебных книг. В Российской государственной библиотеке хранится, например, греческое Евангелие XI века, титул которого украшен очень тонко исполненным каплевидным крестом.
Слайд 22
Крест “виноградная лоза”
Обвивающая крест виноградная лоза с
гроздьями ягод – символ Живого Христа. Главное значение виноградной
лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения.