Слайд 2
Показать красоту русского народного костюма, привить интерес к
русской культуре, дать понятия некоторых деталей костюма
Цели
Слайд 3
Национальная одежда – это книга,
из которой можно много узнать о традициях и обычаях
своего народа. Праздники в жизни русского крестьянина либо завершали какой-то период, либо предшествовали следующему важному этапу. К праздникам, конечно же готовились.
Слайд 4
Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки.
По количеству сундуков и нарядов судили о богатстве хозяев
дома.
Прежде всего женский костюм не должен подчёркивать формы тела: каждая женщина была в
нём красавицей, статной и дородной.
Слайд 5
Основу любого русского костюма
составляла
рубаха. Ее надевали
мужчины, женщины и
дети, и носил
от рождения до смерти. Часто парни и
девушки еще в XIX в. до свадьбы
ходили в одних рубахах,
перехваченных поясом. Само слово
происходит от слова «рубить» — кусок
ткани, ведь слово «рубить» когда-то
имело еще значение «резать».
Прямоугольный кусок ткани
перегибали пополам, вырезали
отверстие для головы и скрепляли
поясом, позже спинку и переднюю
часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась красной тесьмой или вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде и использовалась в качестве оберега.
Слайд 6
Кушак
На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный
пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться
Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами и являлся оберегом. А назывался он кушаком. Носили поверх рубахи.
Слайд 7
Ткани ,из которых шились костюмы были в основном
домашней выработки, поэтому крестьянки умели не только шить, но
и прясть, ткать, вязать и вышивать.
Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. Иногда случалось так, что невесту в свадебном сарафане выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Каждая губерня России имела свои орнаменты, цвета, отделку, формы и фасоны.
Слайд 8
Южнорусский женский костюм
В южно-русском женском костюме самой
главной деталью была понева (юбка). Она одевалась поверх рубахи,
далее шел передник, затем навершник.
Слайд 9
Cеверорусский женский костюм
Главной частью северорусского женского костюма
был сарафан из холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных
тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана, струясь при движении, делали женщину похожей на лебедушку. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Слайд 10
Головные уборы
Важной частью женского костюма был головной убор.
Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и
их нельзя носить непокрытыми.
Слайд 11
Головные уборы.
Это были кокошники, сороки, чепцы, кички, девичьи
обручи и ленты , а также платки.
Слайд 12
Выбор цвета в костюме.
Цвета в одежде отвечали народным
представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Белый,
красный, синий, чёрный, золотой и зелёный издревле почитались на Руси.
Рубаха, обязательно, была белая. Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу.
Самым любимым цветом был красный. «Красна девица», «Весна- красна» , «Красно –солнышко» - красный, значит красивый, радостный. А ещё красный символ солнца, отваги и любви.
Каждая губерня и волость выбирала предпочтение своему цвету .
Слайд 13
Золотой цвет имеет непосредственное отношение к богу, богатству,
света солнца, поэтому его использовали знатные богатые люди.
Синий цвет
- цвет неба, благородства, верности. Он стал символом Московской области, где изготавливают гжель.
Слайд 14
Выбор орнамента
Орнамент имел особый смысл в
костюме. Предпочитали цветы, птицы,
дерево
жизни, ромбы, кресты и женские образы.
Подол в одежде - символ растений, корней, цветов, засеянного поля, богини плодородия.
Рукава – символ труда, рукоделья, достатка
здоровья, благополучия.
Это Макош - покровительница рукоделий, домашнего очага, а это птицы счастья. Ромбы, кресты , звёздочки - знак плодородия земли и продолжения человеческого рода.
Слайд 15
Древо жизни, райское древо – излюбленный
мотив восточнославянской вышивки. Изображение "древа жизни" по народным представлениям
должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла.
Образ птицы также неслучаен. Птица – символ души человека, обладает способностью влиять на судьбы людей (приносить счастье), парные птички обычно символизируют жениха и невесту.
Берегини – женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу – древняя молитвенная поза, обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла.
Слайд 16
Украшения
Не последнее место в костюме занимали различные украшения.
В большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга,
граната и гайтаны - низанные из бисера, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные серьги "голубцы" и более мелкие, изящные. Своеобразным украшением были и нежные, легко подвижные "пушки" - шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.
Слайд 17
Самая характерная черта русского народного костюма во всех
его видах - радость, праздничность.
Слайд 18
Пословицы
Хвалят на девке шелк,
когда в самой девке есть толк.
По одежке встречают, по
уму провожают.
Красив тот, кто красиво поступает.
Не всяк хорош, кто платьем пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Слайд 19
Словарь
Понёва - юбка в южнорусском костюме.
Кушак – пояс
, повязываемый поверх рубахи.
Сорока – вид головного убора замужней
женщины в южном костюме в форме шапочки.
Кокошник - старинный русский головной убор замужних женщин в северных областях, в основном праздничный — на твердой основе в форме гребня.
Навершник - женская одежда без рукавов, надеваемая поверх рубахи.
Гжель – создание глиняной посуды, для росписи, которой используют синюю краску.