Слайд 2
Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов
мира о пространстве Вселенной.
Корнями гнездится глубоко в земле,
Вершиной восходит
к высокой скале,
Зеленые ветви уводит широко
В безмерную синюю даль.
К. Бальмонт
Слайд 3
Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа?
Древо
жизни в мусульманстве
Древо жизни в Ассирии
Древо жизни в Индии
Древо
жизни у славянских народов
Древо жизни Германских народов
Древо жизни в Скандинавских странах
Слайд 4
В чем проявляется единство и многообразие культур?
Человечество -
смешанный лес,
так что нечего хвою топорщить
или листья
презрительно морщить:
все равны под покровом небес...
Пререканья и разноголосье
не смолкает ещё до сих пор.
Получается всё-таки хор.
Мы шумим, но как в поле колосья...
Б. Слуцкий
Единство культур
Единство мировой культуры проявляется и в том, что её идеи универсальны. Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа
Многообразие культур
Многообразие культур проявляется в создании своей оригинальной и своеобразной культуру, в которой нашли отражение природные условия жизни, нравы, обычаи и традиции данного народа.
Слайд 5
Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония
Слайд 6
У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные
от её понимания другими народами
Слайд 7
Путь японского искусства - это путь постижения Красоты
через незаметное и первозданное.
Слайд 8
Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать
природу, но и стремление жить в гармонии с ней.
Красота природы отличается простотой и естественностью.
Слайд 9
Цветы - весной
Кукушка - летом.
Осенью - луна
Чистый и
холодный снег -
Зимой.
Что останется после меня?
Цветы - весной,
Кукушка -
в горах,
Осенью - листья клена.
Вот каким видится «изначальный образ» красоты природы поэту Догену (1200-1253)
Слайд 10
Японские художники никогда не диктуют свою волю тому
веществу, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту,
заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.
Слайд 11
Чайная церемония
В традиционной чайной церемонии сложилась
особая культура восприятия предметов, основанная на метафорическом мышлении.
Слайд 12
Представьте себя гостем и участником чайной церемонии
В Японию
чай попал в VIII в. Считается, что первые плантации
чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.
Слайд 13
Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215).
Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать
чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 14
Начиная с XII в. из Китая в Японию
проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и
обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.
Слайд 15
Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем
в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно
широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв.
В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.
Слайд 16
Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития,
называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров
аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи.
Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502).
Слайд 17
Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма.
Он проповедовал, что Истина Будды может быть познана даже
в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой. Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.
Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.
Слайд 18
В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный
ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей
имели свое особое, неповторимое значение.
Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.
Слайд 19
Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая
комната, в которую ведет узкий и низкий вход -
около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.
Слайд 20
Низкий вход не давал также возможности аристократам из
военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось
оставлять за порогом. И это было символично: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном».
Слайд 21
В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась
ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью
или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями
Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.
В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.
Слайд 22
Красота недосказанности, намека присутствует в искусстве японских садов.
Японские сады
Слайд 23
Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников
и деревьев. Он монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.
Слайд 24
Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского
парка. К камню в японской культуре сложилось особое отношение.
Камни, например, подбирают по форме, цвету, фактуре, их соответствию общему характеру и стилю сада.
Слайд 25
Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке
камней, передающей его пластические возможности. Внешняя статичность пространства сада
на самом деле оказывается условной.
Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают естественный горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана.
Слайд 26
Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует
в Японском саде
Если камни в японском саду имитируют горы
и положительную мужскую силу Янь, то вода олицетворяет - ее быстрые реки, тихие озера - символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь.
Слайд 27
В японском саду вода может быть представлена в
виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками,
или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности.
Слайд 28
Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса,
где камни, вода и деревья дарят нам понимание гармонии
мира
Слайд 29
Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600
лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений
в храмах.
К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте.
Искусство икэбане
Слайд 30
В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах,
в создании цветочных композиций, в цветке ценят простоту, незатейливость
и жизненную силу.
Слайд 31
Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала:
Небо, Земля и Человек, а поэтому каждая из деталей
должна наиболее полно передать философские раздумья человека о своем месте в мироздании и о смысле бытия.
Символичен также выбор растений и цветов. Сосна и роза означают долголетие, бамбук - мир и процветание, хризантема и орхидея - радость, магнолия - духовную чистоту.
Слайд 32
Проверь себя:
? Когда попал чай в
Японию
VIII век
XI век
? Где формировалась философия искусства
питья чая
Чайные состязания знати
Выбор лучших сортов чая
«Чайными собраниями» горожан и крестьян
? В чем заключается смысл чайной церемонии
Стремление к созерцанию
Слайд 33
Виды японского сада
Символизирует
Положительную мужскую силу Янь
Отрицательную, темную, но
мягкую женскую силу Инь
Слайд 34
? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане
Слайд 35
- это путь постижения красоты через незаметное и
первозданное, как ветка сакуры в саду.
Итог урока:
Искусство Японии
Слайд 36
? Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение
они получили в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных
композиций - икэбане и в садово-парковом искусстве?
Домашние задание:
Расскажите о наиболее значимых культурных традициях Японии:
Традиционный японский дом
Сумо
Кимоно
Театр Но
Самураи