Слайд 2
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года
в Петербурге.
Его отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и
музыкальным критиком.
У Валентина рано проявились художественные способности. Сначала его учителем был А.Кемпинг, а затем И.Репин.
Слайд 3
В Академии у Серова появились первые друзья. Ими
стали М. Врубель и В. Дервиз.
"Портрет
Марии Львовой" 1895
"Октябрь.
Домотканово"
1895
Слайд 4
Москва
Показанные на VIII периодической выставке,
состоявшейся в Москве в декабре 1888 года, три его
работы - "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем" и "Заросший пруд. Домотканово" - возвестили о рождении нового самобытного мастера.
Слайд 5
"Заброшенный пруд. Домотканово"
Слайд 6
"Правда ли, что вы не признаете картин с
содержанием?" - спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет
передвижничества. "Не признаю, - ответил Серов, - я признаю картины, художественно написанные". На фоне картин с оттенком гражданской скорби "Девочка с персиками" Серова оказалась удивительным открытием - открытием возможности радоваться безотносительно прекрасному - свету, весне, юности - тому, что восхитительно "само по себе", вне каких-либо соображений морали или "гражданственности".
Слайд 7
В 1887 году Валентин Серов женился
на Ольге Федоровне Трубниковой, вскоре у них появляются дети.
Своих сыновей Юру и Сашу Валентин Серов нарисовал позднее на картине "Дети".
Слайд 8
Семья Серова
Молодая семья Серовых жила
довольно стесненно. Чтобы поправить положение, Серов с начала 1890-х
годов принялся писать на заказ и быстро превратился в самого модного портретиста своего времени. Богатейшие люди стояли к нему в очередь, несмотря на то, что, по общему мнению, "писаться" у Серова было опасно - он не занимался украшательством моделей.
"Модель"
1905, Третьяковская галерея
"Портрет
Софьи Боткиной" 1899
"Портрет княгини Юсуповой"
1902
Слайд 9
"Великий князь
Павел Александрович« 1897
"Портрет Николая II"
1900
"Эксклюзивным" его
заказчиком стала императорская семья. Заказы художник не считал скучной
работой и выполнял их с увлечением: "Заказ как-то подстегивает и поднимает энергию, - признавался он И. Грабарю, - а без него вконец обленишься".
Портрет Императора
Николая Второго
Слайд 10
"Мика Морозов" 1901
Третьяковская галерея,
"Портрет княгини
Ольги Орловой" 1911
Слайд 11
С Коровиным же он сохранил дружбу на всю
жизнь - они не однажды отправлялись в совместные поездки,
много работали рука об руку. Приятели в шутку называли их - Коров и Серовин.
Слайд 12
Идейный реализм
О том, что такое
"идейный реализм", с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший
друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: "Ученики спорили, жанристы говорили: "важно, что писать", а мы отвечали – "нет, важно, как написать". Но большинство было на стороне "что написать": нужны картины "с оттенком гражданской скорби"... Ученики Училища живописи были юноши без радости. Сюжеты, идеи, поучения отягощали их головы. Прекрасную жизнь в юности не видели. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять... Я помню, что один товарищ по Школе, художник Яковлев, был очень задумчив, печален, вроде как болен меланхолией... Мы допытывались, что с ним случилось. "Сюжеты все вышли", - отвечал он нам со вздохом отчаяния". Серов с самого начала оказался на стороне "как написать".
Слайд 13
На исходе 1890-х годов к Серову
пришла настоящая слава. С 1897 года он работал в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества - сначала преподавателем натурного класса, а потом - портретного. Немногословный, замкнутый, серьезный, абсолютно честный - Серов вызывал неизменное уважение.
Портрет композитора
Н. А.Римского-Корсакова.
Портрет художника
И. С. Остроухова
Портрет художника
И.И.Левитана
Слайд 14
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует
модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского
жеста и позы ("М.Горький", 1904; "М.Н.Ермолова", 1905; "Ф.И.Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910).
Портрет А.М. Горького.
Портрет Ф. И. Шаляпина
Портрет М. Н. Ермоловой
Слайд 15
В его творчестве в целом
возобладали образы русской истории, исполненные мажорного, а не критического
пафоса (иллюстрации к книге Н.И.Кутепова "Царская и императорская охота на Руси", с 1900; картина "Петр I", 1907).
Слайд 16
Он пишет декоративные картины-панно на античные темы ("Одиссей
и Навзикая", "Похищение Европы";обе – 1910). Своей декоративной экспрессией
выделяются и театральные работы художника (оформление оперы "Юдифь" А.Н.Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907; эскизы занавеса к балету "Шехеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С.П.Дягилева, 1910–1911).
Слайд 17
Валентин Серов - прославленный русский
портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19
века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи.
Слайд 18
Осенью 1911 года заваленный работой Серов поехал отдохнуть
в Домотканово. Там, решив тряхнуть стариной, принял участие в
игре в городки. Результатом стал сильнейший сердечный приступ. Он вернулся в Москву. "Его бравурность меня смущает, - писала мать художника. - Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию". Материнское сердце не обманулось в предчувствиях. Ранним утром 22 ноября (5 декабря - по новому стилю) 1911 года спешивший на портретный сеанс Серов упал и умер от приступа стенокардии. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.
Слайд 19
Ещё при жизни….
Еще при жизни В. А. Серова,
а тем более после его смерти историки искусства и
художники спорили — кто же Серов: последний живописец старой школы XIX в. или представитель нового искусства? Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Серов традиционен; в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Серов искал больше, чем другие. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Он был все время в пути. Поэтому он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.