Слайд 3
Константин Алексеевич Васильев (03.09.1942 г. -:- 29.10.1976 г.)
– русский художник, широко известный своими произведениями на военные
и былинно-мифологические темы.
Творческое наследие Константина Васильева, который избрал себе псевдоним "КОНСТАНТИН ВЕЛИКОРОСС", весьма многопланово и разнообразно, насчитывает более 200 произведений живописи и графики.
Помимо работ указанной выше тематики, в нём присутствуют портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины батального жанра. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен - широким использованием красного и серебристо-серого цвета и их оттенков - делают картины Константина Васильева узнаваемыми и самобытными.
Слайд 5
Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам,
сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал
произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне.
Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович», «Бетховен», «Скрябин», «Римский-Корсаков» и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов».
Слайд 6
Детские работы
Из книги А.И.Доронина "Руси волшебная палитра"
Слайд 7
От своих сверстников Костя отличался тем, что не
интересовался игрушками, мало бегал с другими ребятишками, но всегда
возился с красками, карандашом и бумагой. Отец часто брал его на рыбалку, на охоту, и Костя рисовал реку, лодки, отца, лесную пасеку, дичь, собаку Орлика, и вообще все, что радовало глаз и поражало его воображение. Некоторые из этих рисунков сохранились.
Слайд 8
В 1954 году газета "Комсомольская правда" поместила объявление,
что Московская средняя художественная школа при институте имени В.
И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Родители сразу же решили, что именно такая школа нужна Косте - у него очень рано проявились способности к рисованию. Иногородних детей школа принимала в год пять-шесть человек. Костя попал в их число, сдав все экзамены на "отлично".
Слайд 9
Чудом сохранилась одна его удивительная постановка – натюрморт
с гипсовой головой. Почти завершив работу, Костя нечаянно пролил
на нее клей; тут же он снял картон с мольберта и бросил в мусорный ящик. Так бы и исчезла навсегда эта акварель, как и множество других, если бы не Коля Чаругин – тоже интернатский мальчишка, учившийся классом позже и всегда с восторгом наблюдавший за работой Васильева. Он спас и в течение тридцати лет хранил этот натюрморт среди своих самых ценных произведений.
Слайд 10
Характерен сохранившийся небольшой натюрморт того периода – "Кулик",
написанный маслом. В нем явное подражание голландским мастерам –
та же строгая сумрачная тональность, филигранно выписанная фактура предметов. На краю стола, на грубой холщовой скатерти лежит добыча охотника, а рядом стакан с водой, абрикосовая косточка. И прозрачная колодезная вода, и необсохшая еще косточка, и оставленная на время птица – все настолько натурально, что зритель легко может мысленно раздвинуть рамки картины и дорисовать в своем воображении какую-нибудь сопутствующую постановке художника житейскую ситуацию.
«Кулик»
Слайд 11
Проучиться Косте пришлось недолго - всего два года.
Умер отец и ему пришлось вернуться домой. Продолжил он
учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс. Костины рисунки не походили на работы ученика. Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки. Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. Жаль, что в большинстве своем они утрачены. Из сохранившихся наиболее интересен его автопортрет, написанный в пятнадцатилетнем возрасте. Плавной тонкой линией строится контур головы. Одним движением карандаша намечены форма носа, изгиб бровей, слегка обозначены рот, точеный изгиб ушной раковины, локоны у лба. При этом овал лица, разрез глаз и что-то еще едва уловимое напоминают "Мадонну с гранатом" Сандро Боттичелли.
Слайд 12
Сюрреализм и абстракционизм – творческий поиск
Слайд 13
В мучительном поиске себя, Васильев "переболел" абстракционизмом и
сюрреализмом. Было любопытно испробовать стили и направления, во главе
которых засверкали такие модные имена, как Пабло Пикассо, Генри Мур, Сальвадор Дали. Васильев довольно быстро постиг творческое кредо каждого из них и создавал новые интересные разработки в их ключе.
Слайд 15
Несколько дольше продолжалось увлечение экспрессионизмом, относящимся к беспредметной
живописи и претендовавшим на большую глубину. Здесь столпы абстракционизма
заявляли, например, о том, что мастер без помощи предметов изображает не тоску на лице человека, а саму тоску. То есть для художника возникает иллюзия гораздо более глубокого самовыражения.
Слайд 17
Пытаясь постичь суть явлений и выстрадать общий строй
мыслей для будущих произведений, Константин занялся пейзажными зарисовками. Какое
многообразие пейзажей он создал за свою короткую творческую жизнь!
"Берег", 1969 г.
Слайд 18
Пейзажные работы занимают важное место в творчестве К.
Васильева. Он делал их и с натуры и по
памяти, но чаще всего в свободной импровизации. Именно так написана "Осень".
"Осень", 1973 г.
Слайд 20
«Лесная готика",
« Лесная сказка»
Слайд 21
"Заброшенная мельница", 1969 г
"Облако" 1969 г.
Слайд 23
Бесспорно, Васильев создал неповторимые по своей красоте пейзажи,
но какая-то новая сильная мысль мучилась, билась в его
сознании: "Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!"
«Дом на опушке»
Слайд 26
«Валькирия над сражённым воином", 1973 г.
Слайд 28
"Алеша Попович и красна девица",
1974 г.
Слайд 29
По мотивам старинной русской песни.
"Горят, горят, пожары"
Слайд 31
"Бой со Змеем", 1973-1974 гг.
"На Калиновом мосту", 1974 г
Слайд 33
"Поединок Пересвета с Челубеем", 1974 г.
"Над Волгой ", 1971 г
Слайд 34
«Воин с топором»
«Воин с мечом»
Слайд 36
"Огненный меч", 1974 г.
Дар Святогора", 1974 г
Слайд 37
Былинный персонаж Дунай Иванович в гневе нечаянно убил
свою жену - удалую поляницу (богатыршу) Настасью Микулишну. Вместе
с ней погубил он и дитя свое, чудесного светозарного младенца. Потрясенный случившимся, бросился Дунай-богатырь на свой меч, и кровь всех троих слилась, дав начало великой реке Дунаю. Известно несколько эскизов, вариантов и два больших полотна на эту тему.
"Рождение Дуная" (эскиз 1), 1974 г
Слайд 38
"Рождение Дуная" (эскиз 2),
1975-1976 гг.
Слайд 41
"Илья Муромец освобождает узников",1974 г
Слайд 42
"Свияжск", 1973 г.
В период осады Казани (1552 г.) царь
Иван Грозный повелел выстроить на левом берегу Волги, против
устья Свияги, крепость, которая и была возведена в две недели на Столовой горе. После создания Куйбышевского водохранилища город Свияжск оказался на острове.
Слайд 44
"Вольга и Микула", 1974 г.
Встреча былинного богатыря Вольги Святославича и простого
крестьянина Микулы Селяниновича, в чьей переметной суме собрана "вся
тяга земная", подлинного хозяина своей земли, который и пашет, и сеет, и кормит, а когда нужно, и защищает от врагов
Слайд 45
"Илья Муромец и голь кабацкая", 1974 г
Слайд 46
"Бой Добрыни со Змеем", 1974 г.
Герой русских былин - Добрыня Никитич, верный
друг и соратник Ильи Муромца. Один победил он коварного
Змея Горыныча, спас из пещер пленных стариков и деток малых, молодушек и бабок старых, людей русских и иностранцев, а затем и княжну Забаву Путятишну.
Слайд 47
"Садко на дощечке кипарисовой", 1974 г.
"Садко и владыка морской", 1974 г.
Слайд 48
"Северняя легенда", 1970 г.
«Один»
Слайд 49
"Плач Ярославны",1973 г.
Картина на сюжет "Слово о полку Игореве"
является правой частью триптиха, задуманного, но не завершенного художником,
который сознательно использовал здесь принцип театральной декорации.
Слайд 52
Эта картина - своего рода дань памяти Васнецову,
которого Константин Васильев считал одним из своих учителей.
"Гуси-лебеди"
Слайд 55
"П. И. Чайковский"
"М. Мусоргский"
Слайд 59
"Портрет сестры Людмилы", 1967 г.
Слайд 61
"Портрет
Ф. М. Достоевского", 1973 г.
Слайд 62
"Нашествие", 1973 г.
Эта картина написана под увертюру к Шестой
симфонии Шостаковича.
Слайд 63
Часть триптиха "Прощание славянки", "Маршал Жуков", "Тоска по
Родине". В основу темы этой картины легла мелодия одноименного
марша. К сожалению, незадолго до гибели художник собирался переписать картину и положил холст отмокать. Полотно значительно повреждено.
"Прощание славянки", 1975 г.
Слайд 68
Так родились другие работы, ставшие воплощением особого "васильевского"
стиля, который нельзя спутать ни с чем.
«Гадание»
Слайд 69
Эта картина является частью триптиха "У окна", "У
колода", "У околицы".
"У окна", 1975 г
Слайд 71
"Великан", 1975 г.
"Человек с филином", 1976 г.
После окончания этой картины Константин Васильев
сказал матери: "Теперь я знаю, как надо писать". Через
несколько дней его не стало...
Слайд 72
Погиб Костя при весьма странных и загадочных обстоятельствах.
Официальная версия - был сбит вместе с другом на
железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.
«Автопортрет", 1970 г.
Слайд 73
Художник будет жить, пока живы его картины.
Слайд 74
В 1998 году в Москве открылся общественный Музей
творчества художника
К. Васильева.
Слайд 75
Презентация выполнена
учителем начальных классов
Усть-Соболевской
средней школы
Тернейского района, Приморского
края
Крымской Ириной Валентиновной.