Слайд 2
Они осмелились сломать традиционные каноны английской живописи и
устояли под огнем нападок, выдержали экзамен времени. Они стремились
к красоте, истинности и свободе и называли себя братством. Братством под необычным и даже немного смешным именем — «прерафаэлиты».
Их дебют состоялся в 1849 году. На свободной выставке в Гайд-парке появились работы трех художников, написанные в необычном, нетрадиционном стиле.
Слайд 3
Данте Габриэль Россетти. Автопортрет. 1847
Слайд 4
Уильям Холман Хант. Автопортрет. 1845
Слайд 5
Джон Эверетт Миллес. Автопортрет. 1880
Слайд 6
Поначалу их было трое. Джон Эверетт Миллес, Уильям
Холман Хант и Данте Габриэл Россетти. Они встретились в
Школе изящных искусств Королевской академии, где родилась их дружба, что вписала прекрасную страницу в историю изобразительного искусства.
Молодые люди были с характером. Хант прошел огонь и воду, прежде чем убедил семью в своем художественном призвании. Миллес стал самым молодым студентом, когда-либо принятым в академию. Ему было 11 лет. Россетти, сын итальянского политического ссыльного из Неаполя, к моменту встречи не был примерным студентом, но переводил итальянских поэтов XII–XIV веков.
Слайд 7
Д. Э. Миллес. Христос в доме своих родителей
(фрагмент). 1850
Слайд 8
Д. Г. Россетти. Первая годовщина сметри Беатриче. 1854
Слайд 9
Втроем они решили сказать новое слово в английской
живописи, которая, как им представлялось, совсем завязла в скуке,
жанровых рамках, условностях и повторениях: пейзажи, бытовая живопись, портреты…
Да и вообще молодые художники ополчились не только на своих соотечественников англичан. Они критиковали Рафаэля и Рубенса. И вовсе дерзнули утверждать, что последние три сотни лет художественного воспитания следовало бы признать ошибкой!
За образец они решили взять средневековое искусство. В произведениях Джотто и Гиберти молодые художники, которых вскоре стало семеро, нашли для себя то, чего раньше не видели. Что-то сильное и вечно правдивое…
Слайд 10
Учителя объявили их потерянными навсегда, товарищи по классу
осмеивали, но «отщепенцы» были верны избранному пути.
Родилось братство «прерафаэлитов».
Они решили ставить на картинах буквы ПРБ в виде криптограмм, которые могли понять лишь некоторые посвященные. Точно так же стали подписывать письма…
Слайд 11
Цели, декларированные молодыми художниками, были наивны и искренни:
«Иметь оригинальные идеи. Внимательно изучать природу, чтобы уметь ее
выразить. Любить в искусстве прошлого все серьезное, прямое и искреннее и, наоборот, отбрасывать все банальное, самодовольное и рутинное».
Слайд 12
Уильям Хант подвел тому итог: «Короче говоря, нам
было нужно новое и более смелое английское искусство, которое
заставило бы людей размышлять».
В самый разгар нещадной критики всей этой «прерафаэлитской ереси», внезапно и некстати явившей себя на сцене чинного и спокойного английского изобразительного искусства, у молодых художников неожиданно появился сторонник и защитник. Весомый, значительный, уважаемый. Джон Рёскин. Его авторитет в художественной среде был неоспорим.
«Утверждалось, что они не владеют перспективой, и эта критика исходила от людей, которые понимали в перспективе не больше, чем в астрологии. Утверждалось, что они грешат против настоящей правды, и это мнение было выдвинуто критиками, которые никогда не нарисовали с натуры ни листочка, ни цветка.
Труд, затраченный на эти произведения… Верность своего рода правде… Уже… достаточны для того, чтобы поставить их над обычным презрением».
Слайд 13
У. Х. Хант. Светоч мира (фрагмент). 1853
Слайд 14
Рёскин словно смотрел в будущее. Ведь это его
слова о прерафаэлитах в самом начале их творческого пути
прошли испытание временем. Тогда он сказал: «Они могли бы заложить у нас в Англии основы самой благородной художественной школы, какую видел мир за последние триста лет».
Слайд 15
Обращение к литературным сюжетам открыло прерафаэлитам путь к
признанию. Китс, Теннисон и, разумеется, Шекспир.
«Офелия» Миллеса поразила всех
своим цветовым решением, символизмом и вниманием к деталям. В течение лета 1851 года Миллес рисовал с натуры пейзаж на берегу реки Хогсмилл, в графстве Суррей, оставив полные юмора воспоминания о работе над картиной: «В течение 11 часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья. Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжения на поля и повреждение посевов… Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду… Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться».
Слайд 17
Шли годы. Судьба давно уже разметала в разные
стороны основателей братства, но их идеи и творческий дух
подхватывали все новые и новые художники по всей Англии. А их искусство завоевывало все больше поклонников за пределами страны.
Слайд 18
«Под картиной я подразумеваю красивую романтическую мечту о
том, чего никогда не было и никогда не будет,
что освещено самым прекрасным светом и находится в таком месте, которое нельзя ни найти, ни вспомнить, а можно только лишь желать» — это слова Бёрна-Джонса, художника, который станет одной из главных фигур английской живописи второй половины XIX века. Он вдохновлен средневековыми легендами о рыцарях Круглого стола, о Короле Артуре, о священном Граале. С ним и с его учениками в искусство прерафаэлитов вернутся темы, связанные с рыцарскими идеалами, чистотой, мужеством, благородством.
Слайд 19
Э. К. Бёрн-Джонс. Золотые ступени. 1880
Слайд 20
Рыцари отправляются на поиски святого Грааля
Слайд 21
С Уильямом Моррисом прерафаэлиты затрагивают прикладное искусство, возрождают
иллюстрированную книгу. Моррис и его друзья-художники трудятся в созданной
им компании «Искусства и ремесла», воплощая идеи прерафаэлитов в дизайне и декорации интерьеров, в производстве мебели, витражей, изразцовой плитки, ковров, обивочных тканей.
Одновременно в своем издательстве «Кельмскотт Пресс» Моррис выпускает книги, стараясь воссоздать в них дух поздней готики. Сам верстает, стоит у печатного станка, придумывает новые типографские шрифты и скромно признается: «Суть моей работы в том, чтобы не просто производить печатную продукцию, а делать красивые книги».
А еще он напишет картину «Королева Гвиневра». И придаст героине черты своей жены Джейн. Морис не был высокого мнения о своем таланте живописца и потому скажет супруге очень просто и искренне: «Я не могу вас нарисовать, но я вас люблю».
Слайд 22
У. Моррис. Королева Гвинивера. 1857
Слайд 23
Упорно, наивно, страстно и иногда, быть может, несколько
неуклюже художники-прерафаэлиты приносили свои труды на алтарь Жизни и
Прекрасного. Связывали, как могли, прошлое и настоящее. Балансировали на грани живописи и фотографии, старины и модернизма. И, верные однажды изреченному принципу, старались подарить людям искусство, которое бы учило размышлять.