Слайд 2
Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19
в. с ярким живописным новаторством, Василий Иванович Суриков родился
в 1848 году в Красноярске. Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 года Cуриков живет и работает в Москве, позже вступив в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения
Слайд 3
"Утро стрелецкой казни" - грандиозная картина, завершенная в
1881 (Третьяковская галерея)
Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта
1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта.
Слайд 4
Боярыня Морозова. 1887
"Боярыня Морозова" - высшее достижение Сурикова-колориста.
Самое светлое пятно в картине - иссиня-бледное лицо боярыни,
самый темный фрагмент - ее одежда. Суриков так рассказывал о зарождении живописного образа главной героини: "Раз ворону на снегу увидал... черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал".
Слайд 5
Покорение Сибири Ермаком. 1895
В Москве Суриков начал
новую картину - "Покорение Сибири Ермаком" (1895, Русский музей).
Она так же, как и Боярыня Морозова, потребовала огромного времени, поисков композиции, соответствующей натуры и такого напряженного труда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы.
Слайд 6
Взятие снежного городка. 1891
В картине "Взятие снежного
городка" зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой
натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
Слайд 7
Переход Суворова через Альпы в 1799 году.1899
Сюжетом для
этой исторической композиции послужил факт перехода русской армией альпийского
перевала, считавшегося неприступным, во время итальянского похода в 1799 году. Этюды к картине Суриков писал на месте исторического перехода, в швейцарских Альпах.
Слайд 8
Главное на полотне – движение. Оно начинается вдали,
в ущелье. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. А
передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Живописец рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Вертикальное расположение холста позволило максимально концентрированно показать небольшое пространство отвесной скалы и усилить ощущение стремительности движения.
У самого края отвеса – полководец Александр Суворов. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице! Несколько солдат заразительно смеются в ответ, идущие за ними – повернув головы, вслушиваются в разговор. Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток.
Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Все по-разному переживают напряженность момента. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Несмотря на смертельную опасность, они остаются верны своему воинскому долгу и проявляют настоящую храбрость. Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить.
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма.
Слайд 9
Степан Разин. 1876
Труднее всего Сурикову далась его
последняя картина - "Степан Разин". Разин - вождь крестьянского
движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединивший многочисленные отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.
Слайд 10
Посещение царевной женского монастыря 1912
"Женское царство" в последний
раз стало предметом живописных образов в картине "Посещение царевной
женского монастыря" (Третьяковская галерея). Суриков работал над картиной особенно усердно в 1898 году, но выставил ее только в 1912 году. Эта картина по содержанию своему скорее историко-бытовая, чем чисто историческая, подобная творчеству С. Иванова и А. Рябушкина.
Слайд 11
Памятник Петру первому на Сенатской площади. 1870
Слайд 15
Изгнание Христов торгующих из Храма. 1873
Слайд 16
Второй Вселенский Константинопольский собор. 1876
Слайд 17
Третий Вселенский Эффеский собор. 1876
Слайд 19
Большой маскарад 1772 года с участием Петра первого.1900
Слайд 20
Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет в
оленей. 1900
Слайд 21
Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1878
Слайд 24
Собор Святого Марка в Венеции. 1900
Слайд 25
Флоренция, прогулка. жена и дети художника. 1900
Слайд 29
Особое место в творчестве Сурикова занимают портреты. Это,
как правило, изображения своих близких, либо чем-то заинтересовавших его
людей; этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы Сибирская красавица. "Портрет Екатерины Александровны Рачковской" (1891), "Портрет Александры Ивановны Емельяновой" (1902). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее - русскую народную красоту.
Портрет А.И. Емельяновой. 1909
Слайд 32
Автопортрет. 1902
Суриков был художником редкого таланта. Он умел
предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и
по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.