Слайд 2
Художники.
Левитан, Исаак Ильич - известный живописец (1861 -
1900). Родился в Ковенской губернии в еврейской семье. Учился
в московском училище живописи и ваяния. Его "Симонов монастырь" был одной из лучших вещей на ученической выставке 1879 г. Работал Левитан в пейзажном классе Саврасова . Картина, представленная им на звание классного художника, не была признана достойной медали; другую картину он представить не пожелал и в 1884 г. оставил училище. Тогда же он стал выступать на выставках московского общества любителей художесВ 1886 г. выставляет впервые у передвижников "Весну"; с 1888 г. принимает постоянное участие в передвижных выставках. В 1898 г. Левитан принимает участие в выставке "Русских и финляндских художников", устроенной С. Дягилевым , в 1899 и 1900 годах в выставках "Мир Искусства". тв.
Слайд 3
В 1898 г. Левитан выставляет в Мюнхене на
выставке "Secession", в 1900 г. - на всемирной выставке
в Париже. В 1898 г. Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем московского училища живописи и ваяния. 22 июля 1900 г. Левитан скончался в Москве. До окончания школы Левитан, за неимением средств, далеко из Москвы не уезжал и писал подмосковные пейзажи: много вещей написано им в Сокольниках, в Останкине. Сойдясь с семьей А.П. Чехова , он вместе с нею прожил лето в Бабкине, около Нового Иерусалима. С.И. Мамонтов поручил ему написать декорации для "Жизни за Царя" и "Русалки", благодаря чему он мог побывать в Крыму. В последующие годы Левитан несколько раз проводил лето на Волге. В 1889 г. он побывал в Париже и познакомился с новым европейским искусством, но на этот раз оно не произвело на Левитана большого впечатления: ближе оценил он новую школу лишь во время другой поездки в Париж, незадолго до смерти. Некоторое влияние имели на него "барбизонцы". Он очень ценил Коро, Руссо и других. К девяностым годам относятся лучшие произведения Левитана
Слайд 4
картины
Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через
изображение мартовского солнца – ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег
на картине тоже удивительный - его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков - снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах.
Природа на картине изображена без лишних подробностей, словно «крупным планом». Экспрессивность цветовой гаммы «Марта» и некоторые приемы письма напоминают те, что использовали в своем творчестве импрессионисты. Но, в отличие от них, Левитан сохраняет цвет каждого изображаемого объекта и заботится о предметной ясности изображения.
И. И. Левитан «Март»
Слайд 5
Левитан «Золотая осень»
Одной
из лучших картин Левитана я считаю пейзаж «Золотая осень».
На ней изображён березовый лес, опадающая листва, которую осень украсила в различные яркие и приятные глазу краски. На заднем плане вырастают кустарники, на земле виднеется желтеющая листва. Тихая и спокойная гладь реки радует глаз. На одном из её берегов раскинулись ещё зелёные ивы, которые, кажется, пытаются оказать сопротивление надвигающемуся увяданию. Золотая осень на одноимённой картине Левитана – это самое настоящее «бабье» лето, полное красок, света и тепла.
Золотая осень создаёт задумчивое настроение, с лёгкой и светлой грустью. И Левитан, конечно же, смог прочувствовать и понять эту необычайную пору. Более того, ему удалось написать картину так, что всё происходящее в природе начинаем понимать и мы. При этом на сердце возникает нежная радость, и даже скорое наступление зимы и холодов не омрачает этого настроения.
.
Слайд 6
Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) – великий
русский художник (живописец, пейзажист, гравёр), академик.
Родился Иван в городе
Елабуга в Вятебской губернии 13 января 1832 года в купеческой семье. Первое образование в биографии Шишкина было получено в казанской гимназии. Проучившись там 4 года, Шишкин поступил в училище живописи в Москве. После окончания училища в 1856 году, в биографии Ивана Шишкина образование было продолжено в Академии Художеств Петербурга. В стенах этого заведения художник получал знания с 1856 по 1865 год. Кроме академического рисунка Шишкин оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в живописных местах пригорода Петербурга.
Слайд 7
В 1860 году в биографии художника Шишкина была
получена важная награда – золотая медаль Академии. До этого
он получал ряд других, менее важных наград. Имея возможность путешествовать, Шишкин направился в Германию, в Мюнхен. Затем – в Швейцарию, в Цюрих. Всюду Шишкин занимался в мастерских известнейших художников. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика.
В 1866 году в биографии Ивана Шишкина состоялось возвращение в Петербург. Путешествуя по России, Шишкин представлял затем свои полотна на выставках. Он написал много картин соснового леса, среди самых известных – «Утро в сосновом бору», «Ручей в лесу», «Заповедник. Сосновый бор», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу». Кроме того художник показывал свои картины в Товариществе передвижных выставок. Также Шишкин входил в состав кружка аквафортистов. В 1873 году получил звание профессора в Академии Художеств, недолго был руководителем учебной мастерской.
Слайд 8
На полотне мы видим бескрайние просторы ржаного поля.
Золотое море хлебов, колышущееся от ветра, раскинулось до самого
горизонта. Тяжелые колосья уже почти поспели и клонятся к земле. Проселочная дорога, уходящая через поле вдаль, пустынна.
Торжественным покоем как будто пронизана эта картина. Даже ласточки, стремительно и бесшумно пролетающие совсем невысоко в светло-синем небе, не нарушают гармонии этой невероятной тишины.
Нас не покидает смутное состояние тревоги. Может быть, из-за появившихся возле горизонта первых кучевых облаков, предвещающих близкую грозу? Из-за неба, утратившего свою звонкую синеву? Или из-за черного скелета дерева, обгоревшего во время грозы, нелепо и тоскливо торчащего среди благоухающего золотого великолепия? Минорная нота, явственно звучащая в полотне, как будто напоминает нам о бедах и превратностях жизни, которая ошибочно кажется порой такой идиллической.
.
Шишкин "Рожь"
«Зима»
Зимний лес скован морозом, он застыл и как
будто окаменел. С большим вниманием разработан передний план с несколькими столетними соснами. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин изумительно схватывает и передает спокойную величавость лесных исполинов. Справа – непроходимая стена мрачного леса. Все вокруг погружено в тень. Но вот редкий луч солнца проникает в царство снега и освещает полянку, окрашивая ее розовато-золотистым цветом.
Мастерски рисует художник безмятежный зимний покой. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого дня. И даже птица на ветке кажется не живой, а какой-то хрустальной.
С помощью выразительных художественных приемов Шишкин добивается создания монументального собирательного образа зимнего леса. Картина «Зима» исполнена эпического звучания и относится к самым замечательным произведениям великого художника.
Слайд 10
И. И. Шишкин
«Утро в сосновом
лесу»
Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая
чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.
Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.
Слайд 11
Поленов Василий Дмитриевич родился в дворянской семье в
Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года. Учился он
в петрозаводской гимназии, а, закончив курс обучения, стал учеником уже в Императорской Академии Художеств, там он познавал азы мастерства у Павла Петровича Чистякова.
Как автор картины "Иов и его друзья" в 1869 году Поленов стал обладателем малой золотой медали, а спустя два года получил большую золотую медаль за свою конкурсную работу "Христос воскрешает дочь Иаира". Приблизительно в то же время - в 1872 году - Василий Дмитриевич оканчивает юридический факультет в Петербургском университете. Отправившись за рубеж, как пенсионер академии, Поленов посещает красивейшие города: Венецию, Флоренцию и Неаполь, Мюнхен и Вену, Париж. Именно в Париже знаменитый художник создал свое полотно "Арест графини д’Этремон", которая обеспечила ему звание академика, он получил это звание в 1876 году. Тогда же он вернулся в Россию и спустя некоторое время был отправлен на русско-турецкую войну. На протяжении этой войны Поленов был при главной квартире наследника-цесаревича, которого позже узнают, как императора Александра III, и являлся официальным его художником. После того, как война была закончена, Василий Дмитриевич возвратился в Москву. С 1879 года Поленов являлся активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок. Умер художник в селе Борок Тульской области, которое сейчас названо Поленово, 18 июля 1927 года.
Слайд 12
Поленов
«золотая осень»
Удивительно сочно
и емко переданы цвета и краски - волшебство проникло
в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.
Слайд 13
Поленов
«Заросший пруд»
Жаркий летний день.
Голубое, будто даже выцветшее от жары небо. Белые, лениво
проплывающие по нему облака. А под ними — «наша древняя столица» Москва, но не центр, а тихая, почти деревенская окраина.
Слегка пожухлая от солнца трава, пересеченная вытоптанными дорожками. Одна из них ведет к белому скромному особнячку, еще вросшему в землю, но уже с металлической (городской!) крышей. Рядом — ветхое деревянное строение — не то сарайчик, не то рига. Сквозь дощатый забор прорывается листва деревьев и кустарников. Все утопает в зелени, истоме, благости: Сонно квохчут куры. Отдыхает, готовая отправиться на работу, послушная лошадка, уже с утра запряженная в телегу. Дай только команду — и зазвенит под дугой колокольчик, оглашая начало пути. На траве раскинулись белоголовые ребятишки. Старшенький, что ближе к нам, внимательно рассматривает какую-то былинку, может впервые заинтересовавшись окружающим его миром.