Слайд 2
Мировоззрение
Развитие мировоззрения в первобытном обществе происходило в конкретной
образно-символической форме. Способом понимания мира являлось мифологическое мышление.
Слайд 3
Мифы (of греч.– предание, сказание) – это насыщенные
эмоциями и реальными представлениями сказания о фантастических существах, окружающих
предметах, о делах богов и героев, которые объясняли социальную действительность.
Мифы (of греч.– предание, сказание) – это насыщенные эмоциями и реальными представлениями сказания о фантастических существах, окружающих предметах, о делах богов и героев, которые объясняли социальную действительность.
Слайд 4
На основе мифологии уже на стадии цивилизации возникла
философская картина мира, а также сложились различные литературные формы
и жанры. Древние мифы со временем вошли в священные книги современных мировых религий. Именно в глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира всемогущим Богом, о первых людях и их общении с посланниками небес, о всемирном потопе и многие другие. Например, идею о том, что первый человек был вылеплен из глины богиней Энки, высказывали еще древние шумеры. Позднее этот миф заимствовали вавилоняне, ассирийцы, он вошел в Библию и Коран.
Слайд 6
О влиянии мифологии на изобразительное искусство свидетельствует то,
что многие мифы как бы проиллюстрированы в рисунках эпохи
неолита и бронзы.
Слайд 7
Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким
проявлением первобытной художественной культуры. Первооткрывателем древних рисунков считается французский
нотариус и энтузиаст-исследователь Андре Буйе, который в 1833 г. в глубине пещеры близ селения Шафо (южная Франция) обнаружил настенную живопись. Изучение живописи первобытных художников российскими и зарубежными учеными (А.П. Окладников, С. Рейнак, М. де Саутола, А. Брейль и др.) позволяет детально охарактеризовать этот вид искусства.
Слайд 8
1. Изобразительное искусство возникло в период среднего палеолита
(мустье) – 100–35 тыс. лет назад. Именно тогда у неандертальца
формируются на основе интеллекта эстетические представления.
Слайд 9
2. Изображения носили стихийно реалистический характер. Нарисованы конкретные
виды животных, часто в натуральную величину, сцены охоты с
применением совершенных приемов и орудий (засады у речных переправ, применение копий, дротиков и т.п.).
Слайд 10
3. Рисунки имели магическое назначение. Изображались
преимущественно промысловые животные, что соответствовало идее привлечения полезных животных
на территорию обитания племени или идее размножения этих животных.
Слайд 11
4. Палеолитические рисунки были не только
произведениями искусства, порой они носили характер знаковой информации. Геометрические
фигуры (палочки, треугольники, трапеции) дополняли реалистические изображения, давая более широкую информацию – направление пути, число убитых животных, план местности и т.д. То есть это – зачатки письменности в форме пиктографии.
Слайд 12
5. Краски применялись естественные и минеральные.
Например, специально обжигалась железная руда для получения охры, которую
затем смешивали с кровью или жиром.
Слайд 13
6. Расцвет реалистического рисунка был достигнут
в период позднего палеолита (мадлен). В неолите отмечается преобладание
схематизма изображений, уменьшение их размера, но чаще изображаются люди, мелкие животные и птицы, которые стали основным объектом охоты. Этот отход от принципа натурализма свидетельствовал как об изменении хозяйственного уклада древнего населения, так и о развитии абстрактного мышления художников.
Слайд 14
7. Особая отрасль изобразительного искусства, не угасшая со
времен палеолита,– орнамент. В период неолита искусство орнамента усложняется
и принимает невиданный размах в связи с развитием керамического производства. Археологи и этнографы по характеру орнамента определяют территории миграции различных племен.
Слайд 15
8. Важное место среди произведений первобытного изобразительного искусства
занимает пластика, т.е. изготовление скульптур. На древних стоянках России
обнаружено около 1/3 мировых «запасов» скульптурных изображений человека, преимущественно изображений обнаженных женских фигур – «Венер». Эти женские фигуры имели глубокий социальный смысл – символ плодородия, культ матери-земли, свидетельство появления материнского рода (матриархата).
Слайд 16
Загадкой древности являются мегалитические (от греч.– большой камень)
сооружения. Они воздвигались во многих регионах мира со времен
позднего неолита и достигли расцвета в век бронзы. Различны их формы и назначение.
Слайд 17
Менгир – отдельно стоящий камень высотой до
20 м.
Слайд 18
Дольмен – это два (или более) крупных
камня, перекрытых огромной плитой и образующих - погребальную камеру.
Слайд 19
Кромлех – самая сложная мегалитическая конструкция, состоящая из расставленных
по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами.
Слайд 20
Самый известный кромлех – Стоунхендж был возведен в Англии
около 1900-1600 гг. до н.э. Английский ученый-астроном Дж. Хокинс
с помощью ЭВМ убедительно доказал, что это сооружение было не только местом ритуальных церемоний и погребений, но и астрономической обсерваторией, позволяющей с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года и даже предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Таким образом, уже в первобытном обществе на основе длительных систематических наблюдений за природой и самим человеком возникли зачатки научных знаний, которые носили преимущественно прикладной характер.