Слайд 2
Покровский храм Высоцкого монастыря
Слайд 3
Здание представляло собой большую одностолпную палату, к которой
с севера примыкали служебные помещения, а с востока -
безапсидный храм с шатровым завершением.
С Зачатьевским собором трапезную соединяла тогда же выстроенная галерея. В таком виде храм просуществовал около столетия.
Слайд 4
Зачатьевский собор
Высоцкого монастыря
Слайд 5
Зачатьевский собор имеет вид правильного квадрата.
К
его восточной стороне примыкает граненая алтарная апсида, свидетельствующая о
несомненной древности, а вокруг идет крытая каменная галерея на массивных столбах. Собор в основных своих формах хранит характер зодчества XIV века.В первой половине XVII века в северную и южную галереи собора встраиваются два симметричных придела: существующий Рождества Богородицы и Никольский, перестроенный еще в конце XVII века в самостоятельную Никольскую церковь. Одноглавый придел Рождества имеет большую полукруглую апсиду и портал. Правильность квадратов внешних частей Зачатьевского собора, внутреннее устройство сводов, наличники его дверей и общий характер зодчества - все это дало возможность компетентному ученому-византологу академику Никодиму Павловичу Кондакову признать этот храм как памятник зодчества XIV века.
Слайд 7
Сергиевский храм Высоцкого монастыря
Слайд 8
Сергиевский храм Высоцкого монастыря
Храм, посвященный Преподобному Сергию, расположен с южной стороны
Зачатьевского собора, над соборной ризницей и Никольским храмом. Сергиевская церковь существовала уже в конце XVI века. Во Вкладной книге монастыря упоминается, что в 1618 году архимандрит Иосиф жертвовал деньги на ремонт Сергиевского храма, пострадавшего в разрушительное и бедственное время междуцарствия. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. В нем сохранялся иконостас XVIII века. Царские врата являлись одним из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII века.
Слайд 10
Никольский храм, посвященный небесному покровителю
города Серпухова Святителю Николаю, расположен с южной стороны Зачатьевского
собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь.
Над храмом, на втором этаже здания расположена соборная ризница, над ней - церковь во имя Преподобного Сергия. Основанный в XVI веке, Никольский храм служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители, в числе которых был и род Нарышкиных. Последняя реставрация храма была произведена в 1873 году на средства г. Шибаевых. К этому времени относится и сохранившаяся масляная живопись, изображающая жизнь и чудеса Святителя Христова Николая.
Ко времени открытия монастыря в храме располагалась пилорама. Он был настолько обезображен, что трудно было догадаться, что когда-то здесь был храм.
Слайд 12
Настоятельский корпус, стоящий параллельно восточному
пряслу стены, построен в первой четверти XVIII века. И
если его монументальное каменное крыльцо со светелкой живо напоминает памятники предыдущего столетия, то целостный объем здания и регулярность композиции с выделенной осью симметрии создают образ жилого дома, присущий уже Петровской эпохе. Все убранство фасадов основного объема Настоятельского корпуса в процессе капитального ремонта 1835 года было приведено в соответствие ампирным вкусам времени. Растесанные окна были обрамлены штукатурными тягами с замками и архивольтами. Над светелкой появился треугольный фронтон, а весь корпус опоясал гладкий фриз с профилированным карнизом.
Слайд 13
Надвратная колокольня с храмом Трех Святителей
Слайд 14
Наиболее значительным событием Высоцкой обители в XIX веке
было строительство новой колокольни взамен старой 1624 года, которая
пришла в ветхость и рухнула, к счастью, никого не задев.
Новый проект был разработан архитектором Е.Г. Малютиным в 1831 году. Согласно проекту, в древний ансамбль монастыря включалось крупное монументальное сооружение в стиле классицизма.
В градостроительном плане это был очень смелый шаг.
И прежде всего потому, что значительно менялась композиция и силуэт ансамбля, занимавшего в городском пейзаже одно из ключевых мест. Надо отдать должное мастерству создателей колокольни, они отлично справились с труднейшей творческой задачей. В 1840 году строительство монументальной надвратной церкви-колокольни было завершено.
Здание колокольни выполнено в стиле классицизма, оно четко делится на три различных по назначению и конфигурации яруса. На первый, квадратныйв плане ярус, с проездом Святых ворот и двумя калитками, поставлен крестчатый в плане ярус Трехсвятительской церкви.