Давид Жак Луи (1748–1825), французский живописец. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве,
Слайд 2
Давид Жак Луи (1748–1825), французский живописец. Учился в
Королевской академии живописи и скульптуры изучал античное искусство в
Риме. В 1780–1790-е годы Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII века культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. Для произведений Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи.
Слайд 3
Классицизм его истоки, как и корни барокко, в
эпохе Возрождения. Почти два столетия длилось противостояние двух этих
стилей. Пока классицизм не одержал победу. В тоже время центром мировой художественной культуры становится Париж. Лучшая коллекция ее произведений в Лувре (сам музей является свидетельством ранней победы классицизма на французской почве). Среди них и полотна Жака Луи Давида. Появление их провозгласило окончательную победу строгого стиля.
Слайд 4
В 1784 году он выставляет картину, которая делает
36 летнего живописца лидером национальной школы и ставшую величайшим
творением неоклассицизма. "Клятва Горациев" - историческая драма о героизме, долге и любви. Давид запечатлел лишь первый ее акт. Современникам художника дальнейшее развитие событий было хорошо известно. Три юноши, три брата дают отцу торжественную клятву сражаться за свободу Рима до конца перед поединком с тремя братьями Куриациями, что должен был завершить войну между Римской республикой и городом Альба - Лонги. Двое сыновей Публия Горация погибнут. Третий сразит противников. Но из любви к родине он готов не только пожертвовать своей жизнью, но и жизнью близких. Вернувшись, он узнает - одна из его сестер Камилла, некогда помолвленная с одним из Куриациев, оплакивает врага своего народа. Несчастная, ценившая личное чувство выше патриотического долга, погибает от рук брата. И, благодаря отцу, поступок юноши был оправдан. За 5 лет до революции Париж рукоплещет картине пропагандирующей ее страшную логику. Позднее это полотно, как и картину "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей" (1789, Лувр), назовут "вестниками революции".
Слайд 6
Луи Давид подарил эпохе Просвещения живопись, о которой
она мечтала. В мире изящного, насмешливого и легкомысленного рококо
он воскресил дух патрицианского Рима. Молодой художник исполнил желание прославленного энциклопедиста - увидеть живопись строгую и лаконичную, как речь спартанца. Правда, эта мечта не мешала Дидро наслаждаться произведениями Фрагонара и Буше.
Слайд 7
В Лувре хранится большинство произведений Луи Давида. Однако
самое известное и, возможно, лучшие из них - "Смерть
Марата" (1793) находится в коллекции брюссельского Королевского музея изящных искусств
Жак-Луи Давид. Смерть Марата, 1793. Брюссель, Королевский музей изящных искусств
Слайд 8
Жак-Луи Давид. Портрет мадам Рекамье, 1800. Париж, Лувр
Слайд 9
Революцию Давид не просто приветствовал. Он был одним
из активных ее участников. Член клуба якобинцев и депутат
Конвента. Революция дала ему почувствовать себя героем одной из своих картин, чей героизм, мужество, патриотизм он воспевал.
И во время Революции, и позднее в эпоху Империи Наполеона Рим, а следовательно и неоклассицизм были модны. Давид же оставался первым живописцем Франции. Этот титул ему 1804 году пожаловал Бонапарт. А в 1806 году Давид запечатлел церемонию коронации императора Наполеона I и его жены императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года (1806-1807, Лувр).
Слайд 10
Жак-Луи Давид. Коронация императора Наполеона I и императрицы
Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года,