Слайд 2
“К шедеврам ведут три дороги”, - сказал Сальвадор
Дали. - “Первое – классический рисунок, Второе – классический
рисунок, доведённый до бредовых Степеней совершенства, третье – классический рисунок, сверх насыщенный энергией”.
Слайд 3
Жизнь и творчество Сальвадора Дали неразрывно связаны друг
с другом. Многие события жизни художника находили отражение в
его работах, а некоторые картины можно понять, только зная факты биографии.
Слайд 4
ЭТО УДИВИТЕЛЬНО! СЮРРЕАЛИСТ И ГЕНЕТИКА
Спору нет, испанский сюрреалист
Сальвадор Дали — личность неординарная, художник с мировой славой,
но скандалист, экстра-специалист по эпатажу.
Но мало кому известно, что он проявлял повышенный интерес к научным достижениям своего времени и это привело его к отказу от мистических взглядов на суть жизни, в частности на ее происхождение.
Слайд 5
Мимо внимания Сальвадора Дали не прошли самые первые
сообщения о спиральной структуре и роли ДНК в эволюции
жизни. Эта проблема интересовала его затем до конца жизни и даже отразилась в его творчестве — Дали создал несколько картин на генетическую тему, которые, увы, не были замечены искусствоведами. Дали создал свои полотна как раз в то время, когда кровожадные скептики набросились на авторов идеи тонких генетических структур. Своим всемирным авторитетом он поддержал тогда смелых новаторов-генетиков.
Слайд 6
Примерно с 1926 года Дали писал в очень
резкой, почти фотографической манере; одновременно он экспериментировал и с
другими стилями. Работами этого периода Дали доказал, что он уверенно владеет живописной техникой старых мастеров. Это совершенство он позже использовал для того, чтобы представить как реальность самые фантастические сюжеты из своих иррациональных кошмаров и грез.
Слайд 7
Андалузский пёс: фильм Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля
Год
выпуска: 1928. Продолжительность: 16 мин
Фильм представляет собой последовательность
разноплановых, зачастую шокирующих, сюрреалистичных образов. В основе сценария фильма «Андалузский пес» лежат два сновидения его создателей Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали. Сцена с облаком, рассекающим луну («Словно бритва режет женский глаз») приснилась режиссеру картины Луису Бунюэлю. Сцена с муравьями, ползающими по оторванной руке, — Сальвадору Дали.
Бунюэль невысоко оценивал попытки логических объяснений фильма. "Мне доводилось слышать или читать более или менее изобретательные толкования фильма "Андалузский пес", но все они одинаково далеки от истины. Вместе с Дали мы брали всё, что только приходило на ум, а затем безжалостно отбрасывали все то, что могло хоть что-нибудь значить" — говорил он в одном из своих интервью.
Слайд 8
Встреча с Галой
Весной 1929 года Дали через своего
торговца картинами Камилла Гоеманса познакомился с французским поэтом Полем
Элюаром, пообещавшим летом навестить художника в Кадакесе.
В этот период Дали со всей настойчивостью пытался вырваться из под влияния своего деспотичного отца и испытывал комплексы при общении с другими людьми. Состояние художника было близко к истерике.
Его картины отражали ночные кошмары и были населены малопонятными образами. Когда Элюар приехал в Кадакес с женой Галой и дочерью Сесиль, Дали сразу почувствовал, что его тянет к этой женщине.
Слайд 9
Его истерия усилилась настолько, что друзья начали беспокоиться
о здоровье художника и просили Галу позаботиться о нем.
Чтобы привлечь внимание женщины, Дали повел себя еще более эксцентрично. Он выбрил подмышки и выкрасил их голубым цветом, разрезал рубашку, вымазался козьим пометом с рыбьим клеем и украсил ухо красной геранью. А когда он увидел Галу, его начал сотрясать приступ безумного смеха.
Тогда женщина взяла художника за руку и попыталась успокоить, пообещав никогда его не оставлять. Вскоре стало ясно, что между Галой и Дали возникло сильное взаимное чувство. И когда Элюар хотел увезти жену назад в Париж, она решила остаться с Дали.
Слайд 10
Сальвадор Дали и Гала (Елена Дьяконова)
Слайд 11
После того, как в 1949 году Дали получил
аудиенцию папы Пия XII, во время которой тот благословил
первый вариант Мадонны Порт-Льигата, художник официально заявил о своей приверженности католицизму. Не только в живописи, но и в статьях, написанных после возвращения из Соединенных Штатов, Дали все активнее обращался к религиозным сюжетам.
Слайд 12
Интерес Дали к естественным наукам возник еще в
1930-е годы. Уже тогда его занимали теория относительности Альберта
Эйнштейна и вопросы о соотношении пространства и времени.
Это нашло отражение в его творчестве (Постоянство памяти).
Бомбардировка Хиросимы заставила Дали обратиться к теории атома. Завороженный мыслью о том, что материя состоит из мельчайших элементарных частиц, он начал «дробить» формы своих изобразительных мотивов.
Слайд 13
Естественнонаучные вопросы всегда занимали Дали. Запоем читая специальные
журналы, художник постоянно черпал новейшую информацию. Уже в семидесятилетнем
возрасте он пытался усвоить только что разработанную теорию катастроф.
Во всех работах Дали, посвященных естественнонаучной тематике, обращает на себя внимание отсутствие каких бы то ни было эпатирующих элементов изображения. Причина этому — существование, по убеждению Дали, тесной связи между естественными науками и религией.
Слайд 14
Выступления и статьи
Дали был не только художником, но
и писателем. Его перу принадлежат, помимо двух дневников и
многочисленных произведений псевдоавтобиографического характера, роман, несколько стихотворений, многочисленные эссе и манифесты об искусстве.
Писательская деятельность имела для Дали ничуть не меньшее значение, чем живопись. И то, и другое были в его жизни связаны друг с другом самым тесным образом. Заметки, оставленные художником, — важный источник для истолкования его творчества.
Слайд 15
Дали и фотография
Еще в молодые годы Дали, парадоксальный
изобретатель и эстет, обратился к искусству фотографии. Снимки сохраняли
воспоминания, стимулировали поиски тем, помогали в деле саморекламы.
Фотографии служили прежде всего мифу о Дали, который он сам искусно и упрямо создавал и который он однажды охарактеризовал как «свое величайшее художественное произведение». Фотограф Марк Лакруа, друживший с живописцем, говорил, что в 1970-е годы художник начал «играть Дали» перед многочисленными камерами, как от него и ожидали.
Слайд 16
Послевоенная слава 1958 – 1970
С возрастом Дали определил
для себя границы живописи и попытался расширить их с
помощью новой техники, сделав живопись более доступной оптическому восприятию. Обращение к современным естественным наукам воплотилось в символику, порой перегружающую его картины.
Слайд 17
Ненасытную жажду рекламы художник все чаще утолял с
помощью телевидения, которое в начале 1960-х годов окончательно превратилось
в средство массовой информации. Теперь художник мог добиться внимания зрителей, не интересовавшихся искусством. Как и доклады, его многочисленные интервью и любые появления на телеэкране превращались в тщательно выверенные спектакли.
Например в ходе интервью на «Би-би-си» художник так активно вмешивался в работу режиссера, что, несмотря на простые вопросы, получился экспериментальный сюрреалистический радиофильм.
Наряду с Пикассо Дали был причислен к великим, живущим сегодня классикам. Но художник искал все новые и новые возможности саморекламы. Поэтому в 1960-е и 1970-е годы он интенсивно сотрудничал и с печатными средствами массовой информации, и с телевидением, всегда жаждущими сенсаций
Слайд 18
Скандалы и катастрофы
Дали обожал провокации. Уже в годы
учебы в Мадриде его эксцентричные выходки привлекали внимание. Вызывающая
манера одеваться и шокирующее поведение вначале помогали студенту Дали преодолеть робость в общении.
Художник Дали одним из первых использовал рекламу как средство самовыражения, а его скандальные выходки были способом напомнить о себе и своей работе. Во время «Большой выставки сюрреалистов» в Лондоне в 1936 году Дали выступил с докладом и вышел на сцену в водолазном костюме.
Правда, в этом костюме он едва мог дышать, и скафандр мешал разбирать его слова. Отчаянная жестикуляция помогла присутствующим понять, что Дали плохо, и привратник с помощью отвертки вызволил художника.
Слайд 19
Эксперименты последних лет 1971 - 1989
В 1970-е годы
Дали писал относительно мало, зато интенсивно занимался созданием своего
музея в родном городе Фигересе. Постоянное упоминание Дали в средствах массовой информации, большие ретроспективные выставки в лучших музеях мира сделали его широко известным и открыли для него новую, молодую публику. В это время он пытался разрабатывать трехмерное изображение, основываясь на призматических зеркальных системах, интересовался художественной голографией, техника которой была недавно изобретена. В 1982 году скончалась Гала.
Несмотря на взаимное охлаждение в последние годы, Дали испытал шок от происшедшего и стал все более замыкаться в себе. Он перестал писать и часто бредил идеей бессмертия. 23 января 1989 года Дали умер в башне Галатеи, где жил в последние годы.
Слайд 24
Кадакес, увиденный со спины (1921)
Слайд 28
Археологический отголосок Анжелюса Милле (1935)
Слайд 29
Пылающий жираф (Жираф в огне) (1936-1937)
Слайд 33
Автопортрет с рафаэлевой шеей (ок. 1920-1921)
Слайд 35
Кубистический автопортрет (1923)
Слайд 36
Больной мальчик (Автопортрет в Кадакесе) (1923)
Слайд 43
Молодая женщина, увиденная со спины (1925)
Слайд 44
Пьерро, играющий на гитаре (1925)
Слайд 45
Женщина у окна в Фигерасе (ок. 1926)
Слайд 48
Барселонская манекенщица (1927)
Слайд 49
Кубистическая фигура (ок. 1927)
Слайд 50
Натюрморт в лунном свете (1928)
Слайд 52
Симбиоз женщины и животного (1928)
Слайд 54
Сюррелистическая композиция (1928)
Слайд 56
Сальвадор Дали умел сделать легенду из любого момента,
чуть ли не из каждого часа своей жизни. Его
контакт с индустрией моды дал немало интересных изобретений. Он придумал платья с фальшивыми накладными деталями, чтобы создать образ женщины, отвечающий эротическим представлениям мужчины; туфли на пружинках; искусственные ногти с маленькими зеркальцами, в которые можно смотреться; прозрачные манекены для витрин (в них наливали воду и выпускали рыбок для имитации кровообращения). Дали также оформлял своими рисунками обложки и страницы журналов для женщин — "Harper’s Bazaar" и "Vogue". В 1946 году обложку декабрьского номера "Vogue" украсила картина "Рождество", написанная в том же году, которая впоследствии дала идею для создания духов.
Слайд 59
Сюрреалистическая одежда: Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали
В начале
XX века сюрреалистические идеи витали в воздухе, проникая в
умы неординарных личностей, подобно вирусу. Сальвадор Дали, самый известный из носителей этого вируса, никогда не отказывал себе в удовольствии сотрудничества с представителями других областей искусства, разделяющими его сюрреалистические взгляды на мир.
Слайд 60
«Безумная» одежда Эльзы Скиапарелли
Знакомство Дали с Жаном Кокто
и эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, которое произошло в 20-x
годах прошлого века, было предрешено: Эльза не упускала случая шокировать публику, реализуя принципы сюрреализма в конструировании одежды, а Сальвадора и Жана очаровала идея создания арт-шедевров в платьях и костюмах.
Слайд 61
Несколько эскизов Дали для шляпок Эльзы Скиапарелли (шляпа-котлета,
шляпа-туфля и шляпа-чернильница):
Слайд 62
Идея шляпы-обуви появилась у Дали еще в 1933
году, когда, фотографируя Гала, он положил ей на голову
комнатную туфлю. В 1937 году задумка была реализована и пополнила шляпную коллекцию Скиапарелли. Шляпу-туфлю носили Гала и сама Эльза, а затем она досталась одной из лучших клиенток Скиапарелли, Дэйзи Феллоуз, которая в то время была редактором франко-американского журнала Harper's Bazaar.
Слайд 63
«Телефон-омар» Сальвадора Дали
«Телефон-омар», также известный как «Телефон-афродизиак»
(Aphrodisiac Telephone), родился в мозгу Сальвадора Дали в 1935
году. Выполняя заказ еженедельного нью-йоркского издания American Weekly, Дали нарисовал «телефон будущего» — аппарат, у которого вместо ручки… омар.
«Телефон-омар» Сальвадора Дали (сейчас находится в галерее Tate Modern)
Слайд 64
«Диван-губы» Сальвадора Дали
Губы — один из любимых символов
Дали, олицетворение сексуальности, тайны и соблазна. Десятилетия спустя, в
1974 году, Сальвадор Дали вернулся к идее создания дивана в форме губ и совместно с испанским дизайнером Оскаром Тускетс Бланкой создал кожаный ярко-красный диван, который стал центральным элементом комнаты Мэй Уэст в музее Фигераса.
Слайд 65
Сатиново-алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандальной и
необыкновенно сексуальной звезды Бродвея, актрисы Мэй Уэст, появился в
1937 году, в разгар творческого периода, который биографы Дали называют параноидально-критическим. Сам Дали считал Мэй Уэст эротическим памятником эпохи.
Слайд 66
Ретроспективный бюст женщины
В 1933 году Дали создал мистический
и немыслимый скульптурный коллаж из элементов совершенно различной природы,
объектов своего фетиша и символов своего же страха — «Ретроспективный бюст женщины». Сочетание хлеба и кукурузных початков с нежным лицом женщины и ее волнующей грудью создают образ плодородия. Однако ползающие по лбу муравьи и форма багета (удлиненная, фаллическая) символизируют женщину, как объект потребления и представляют собой намек на тщательно скрываемую депрессию.
Слайд 67
Пиджак-афродизиак
Что делает гения гением? Какая сила дарит
ему вдохновение, поддерживает огонь в глазах и нашептывает сюжеты
шедевров? Сальвадор Дали никогда не скрывал, что источники его вдохновения — это любовь, страсть и сексуальное желание. Для любви и страсти у него была обожаемая Гала, а для поддержания сексуального желания он сам себе придумывал афродизиаки. Один из них — жакет, обостряющий сексуальное восприятие.
Сегодня к ужину наденьте чувственный жакет!
К смокингу на тоненьких соломинках были подвешены 83 стаканчика с мятным ликером (странно, что испанец выбрал в качестве символа усиления влечения именно мяту: как известно, она успокаивает и немного притупляет мужскую силу).
Слайд 68
Сюрреалистический «Кадиллак» — «Дождливое такси»
Впервые «Дождливое такси» появилось
на сюрреалистической выставке в Париже, в 1938 году.
Слайд 69
Дизайнерская мебель от Сальвадора Дали
Кресло и столик Leda
Лампы
Слайд 70
Просвещённые удовольствия (1929)
Слайд 74
Сюрреалистическая композиция с незримыми персонажами (1931)
Слайд 75
Растительное превращение (1931)
Слайд 76
Рождение текучих желаний (1932)
Слайд 77
Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на
её плече (1932)
Слайд 78
Сюрреалистический предмет, способный измерить мгновенное воспоминание (1932)
Слайд 79
Таинственные источники гармонии (1934)
Слайд 82
Ретроспективный бюст женщины (1933)
Слайд 83
Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом (1934)
Слайд 85
Сон, возлагающий руку на мужскую спину (1934)
Слайд 87
Женщина с головой из роз (1935)
Слайд 88
Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)
(1935)
Слайд 90
Лицо Мэй Уэст (сюрреалистическая комната) (1934-1935)
Слайд 92
Венера Милосская с ящиками (1936)
Слайд 97
Лебеди, отражённые в слонах (1937)
Слайд 98
Превращение нарцисса (1936-1937)
Слайд 102
Явление лица и вазы с Фруктами на берегу
моря (1938)
Слайд 105
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)
Слайд 107
Философ, освещённый луной и ущербным солнцем (1939)
Слайд 108
Эскиз декорации для балета "Лабиринт" (1941)
Слайд 110
Моя жена,обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой,
тремя позвонками колонны, небом и архитектурой (1945)
Слайд 114
Христос святого Хуана де ля Крус (1951)
Слайд 115
Гала, созерцающая Corpus hupercubus (1954)
Слайд 120
Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и
тени собственной славы (1958)
Слайд 121
Портрет моего покойного брата (1963)
Слайд 122
Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся
спиною
и увековеченной шестью виртуальными роговицами,
временно отражёнными в шести
зеркалах (1977)
Слайд 123
Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа (1981)
Слайд 126
Голова, подсказанная Микеланджело (1982)