Слайд 2
Содержание
Хохлома
Приузолье (Городецкая роспись)
Гжель
Палех
Дымково
Оренбург
Вологда
Елецк
Михайлово
Холмогоры
Тобольск
Кострома
Кижи
Ростов
Жостово
Касли
Слайд 4
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю
прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и
героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.
Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем беречь и ценить то, чего не знаем.
Слайд 5
Знакомство с народными промыслами России мы начинаем
с
золотой Хохломы.
Слайд 6
Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как
душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В.Боков
Хохлома
- старинное село, затерявшееся в глуши заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи.
Первые упоминание об этом селе встречаются в документах XYI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея».
Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Ковши и скобкари в форме плывущих птиц, круглые братины, обеденные миски, ложки разных размеров и форм найдены в археологических раскопках . Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Тогда-то, вероятно ,и возникла мысль покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Потом наносился рисунок красками, покрывали лаком , прогревали в печи .
Хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по все России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и просты в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не меняла своей красивой росписи.
Слайд 8
Городецкая роспись
Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга!
Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается
до самого горизонта. Кажется, сама природа продолжает легенды о бездонных здешних озерах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина не менее известного промысла – городецкого.
Слайд 9
Стояли по берегам Узолы дубравы, величественные дубы гляделись
в черное зеркало воды, время и волны точили берег,
валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского быта. Братья Лазарь и Антон Мельниковы впервые расписали донца яркими красками. Искусство талантливых братьев нашло живой отклик в народе, ведь «кто любит веселить, за того свет стоит».
В 1870 году в деревню Курцево приехал иконописец Николай Иванович Огуречников править роспись в местной церкви. Он и надоумил курцевских умельцев делать донца не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками. Кистью работать резвей да веселей – и разлетелась вскоре чудо-красота по всей Руси.
содержание
Слайд 10
гжель
«Едва ли есть земля на свете самая
чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел
я белизною превосходнее»
М.В.Ломоносов
Слайд 11
К югу от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось
бок о бок около трех десятков деревень. Одно из
них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилась на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.
Слайд 12
Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339
году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С
тех пор это – одна из прибыльных волостей.
Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской.
С XIX века начинают расти знаменитые синие цветы, листья, бутоны на белом фоне – исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом – синей краской – становится классическим.
содержание
Слайд 13
Палех
Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказками да былью…
Русские
исконные края…
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток, Палешка-река
В полосе вишневого заката,
Белый
храм возносится куда-то,
Мудрый, как ушедшие века!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок!
…Да и сам-то Палех, как ларец,
Первозданен, икренен и хрупок…
Зарастает речка муравой.
На воде – венок живой из лилий…
(То ли день струится золотой,
То ли свет из утонченных линий…)
Не печалься, древняя земля!
Пчелами гудит лесной малинник…
Русские исконные края
Сохраняют таинства святыни.
Слайд 15
В наши дни Палех не просто популярен –
он знаменит. С каждым годом растет поток туристов, российских
и иностранных, которые хотят видеть Палех «в натуре».Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси.
Лаковая живопись расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.
Словно по взмаху волшебной палочки, будто выкупавшись в живой воде, палешане вошли в искусство в совершенно новом обличье. И не только родная земля, но и весь мир буквально ахнул от невиданной доселе красоты и силы нового творчества палешан. Мы теперь уже привыкли к восторгам от палехских лаковых шкатулок, пудрениц, портсигаров, ларцов, брошей, мы воспринимаем эти произведения как цветение несравненного, ароматного цветка, но что делалось с теми, кто впервые увидел эти дивные, полные волшебных красок палехские художественные лаки!
Слайд 16
Зацветает Палех чудным садом.
Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!
Он никем
так чутко не отгадан
И с такой любовью не воспет.
Жизнь
была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если б в красках, линиях и слове
Мы себя не отдавали ей.
содержание
Слайд 17
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые,
конечно, дымковские. Они изготавливаются в слободе Дымково под Вяткой.
Еще в XIX веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свитунья». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.
Дымково
Слайд 18
Изготовить даже простую маленькую свистульку – большое искусство,
а дымковские игрушки – большие, сложные, с множеством деталей.
Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой-»пичужкой» прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратиками из настоящего золота.
Слайд 19
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету свету дымного,
А
есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек
росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Слайд 20
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь
народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
Всех
на свете краше,
А гусары-баловни –
Кавалеры наши.
Мы игрушки знатные,
Сладкие да разные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
содержание
Слайд 21
В XIX веке в России возникло производство платков
и шалей. Знамениты не только в России, но и
во всем мире
Оренбургские пуховые платки.
Уральские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент – живые мотивы природы. Под тихий треск лучины длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.
Слайд 23
Вологодское кружево –
самое известное, оно выплетается там
с 1820 года. Вологодские кружева в 1925 году (Париж),
1958 году (Брюссель) награждены золотыми медалями, в 1937 году – Гран-При (Брюссель). Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, дорожкам, салфеткам.
содержание
Слайд 24
В начале XIX века ремесло кружевоплетения стали осваивать
в Ельце Орловской губернии на частной фабрике Протасовой. Мастерицы
использовали парную технику. Особенностью елецких кружев – в сочетании разной плотности плетения одних и тех же элементов. В результате такой техники возникает игра светотеней, это придает
Удивительную объемность изделиям.
Елецк
содержание
Слайд 25
Уникальным называется цветное михайловское кружево.
Оно считается самым
древним. Узоры его напоминают те, что выделывались на Руси
в XVI веке из металлических нитей и нашивались на верхнюю одежду.
Цвета михайловских кружев самые праздничные: контрастное сочетание красного с белым, синим, желтым, зеленым.
содержание
Слайд 26
Старинные мастера-косторезы
Старинные мастера-косторезы бережно обращались с костью. Они
не считали ее умершим материалом и своим умением пытались
дать ей вторую жизнь, поскольку охотники лишили её первой. Вся их работа по вырезанию гребней, подвесок, шахмат была как бы искуплением перед живой природой. Длинными зимними вечерами, когда солнечный диск надолго покидал эту землю, в руках мастера теплились фигурки оленя, то глазастая круглая голова филина, то резная крышечка табакерки. Слава об искусных мастерах-косторезах Холмогор, Сольвычегодска, Великого Устюга шагнула далеко за пределы северного края.
содержание
Слайд 27
За тысячи верст от Москвы и Петербурга, в
далекой Сибири, возникает новый очаг камнерезного промысла. Происходит это
в городе Тобольске, раскинувшемуся у слияния двух великих рек – Иртыша и Тобола. К XVIIвеку он становится крупным культурным центром края, где к этому моменту уже не первое десятилетие существуют различные художественные ремесла.
содержание
Слайд 28
Русское деревянное зодчество
Леса покрывали большую часть земель Киевской
Руси и все земли Великого Новгорода, Владимро-Суздальского, Тверского и
Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и легко доступного.
Деревянные дома Костромы не столь заметны, но благодаря тому, что сохранилось их много, эти дома придают особый колорит старинному русскому городу, среди них есть подлинные шедевры строительного искусства и архитектуры.
Слайд 30
Коль помянуть кого хотим мы не добром,
Честим его
дела: топорная работа…
Но есть в Кижах собор.
Он срублен топором,
И
меркнет перед ним любая позолота.
Слайд 31
Когда-то , еще во времена язычества, остров Кижи
был местом молений и игрищ. Его так и называли
«Кижат», что значит «остров игрищ». Почему древние выбрали для святилища именно этот один из 1650 островов Онежского озера, небольшой, километра четыре в длину и не менее километра в ширину, остров, сказать трудно, но людей туда тянуло всегда. Со временем там образовалось довольно крупное поселение: Спасский Кижиский погост.
содержание
Слайд 32
Ростовская финифть
Тихий провинциальный городок Ростов Ярославской области каждый
день принимает гостей. Живописный Кремль на озере Неро, фрески
XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Яковлевского и Аврамиевского монастырей, знаменитые ростовские звоны…
Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане» встречает вас.
А еще славится Ростов финифтью- дивной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVIII века.
Слайд 33
Сегодня ростовская финифть - русский народный промысел. К
технике эмали сегодня обращаются и художники разных стран мира.
Особый
восторг у посетителей выставок в музее вызывают нарядные ларцы, чаши, кубки, ювелирные украшения из золота, серебра, покрытые эмалью. Финифть знала еще Древняя Русь, но и сегодня мастера любят этот вид искусства за красочность, цветовую гамму, за то, что изделие с годами не тускнеет, а сохраняет первоначальную свежесть.
содержание
Слайд 34
Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья
Вишняковы откупились от крепостной зависимости и открыли в деревне
Жостово собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы – обычные подносы, котрыми пользовались в каждом трактире, подавая на них к столам тарелки с закусками, чашки с горячим чаем, бублики.
содержание
Слайд 35
В небольшом уральском городке Касли под Челябинском в
XIX веке зародилось чугунное литье со своими традициями: графической
четкостью силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обожженных плоскостей с энергетической игрой бликов. Благодаря таланту известных скульпторов и мастерству заводских рабочих весь мир увидел великолепные художественно-пластические возможности, оценил эстетическое достоинство русского чугуна. Каслинское литье из чугуна широко распространяется в быту городского населения, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.
содержание