Слайд 2
«Романтизм возникает на почве сознания человеком его связи
с миром и ощущения своей творческой силы, вызванной этим
сознаньем…»
М. Горький
Романтизм - идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века.
Слайд 3
Глубокое разочарование в результатах Великой французской революции
Иллюзорность идеалов
эпохи Просвещения
Совпадает с промышленной революцией
Развитие в тесной связи с
различными течениями в литературе, театре и живописи
Резкий конфликт между действительностью и мечтой
Ведущее место в системе искусств занимает музыка
Тема «лирической исповеди» (Шуман «Карнавал», Берлиоз «Фантастическая симфония»)
Особенности романтизма
Слайд 4
Особенности романтизма
Тема одиночества
Излюбленные герои – артист, поэт,
музыкант (оттенок автобиографичности)
Двоемирие
Стремление выразить глубину и богатство внутреннего мира
человека
Утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке
Изображение сильных страстей и характеров
Природа одухотворена и целительна
Слайд 5
Особенности романтизма
Тема фантастики – воплощение сказочно-фантастических образов музыкальными
средствами
Интерес к народному творчеству – фольклорные интонации и
ритмы, старинные диатонические лады
Расширение тембровой и гармонической палитры музыки
Меньше обобщенных интонаций, типовых рисунков в фактуре
Идея синтеза искусств
Слайд 6
Основные темы романтизма
Тема одиночества («Любовь поэта» Шумана, «Без
солнца» Мусоргского)
Тема «лирической исповеди» («Карнавал» Шумана, «Фантастическая симфония»
Берлиоза)
Тема любви («Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Ромео и Джульетта» Чайковского)
Тема пути/странствий (Берлиоз «Гарольд в Италии», Лист «Годы странствий»)
Тема смерти (Шуберт «Зимний путь», Шестая симфония Чайковского)
Тема природы («Гебриды» Мендельсона, «В Средней Азии» Бородина)
Тема фантастики (Вебер «Волшебный стрелок», Римский-Корсаков «Садко»)
Слайд 7
Музыкальные жанры эпохи романтизма
Жанры камерной вокальной лирики (баллада,
поэма, песня)
Опера
Фортепианная миниатюра (мазурка, вальс, ноктюрн, «песня без
слов»)
Одночастные сонаты
Одночастные концерты
Симфонические поэмы
Слайд 8
Начальный этап Романтизма
Ф. Шуберт
К. М. Вебер
Н. Паганини
Дж. Россини
Слайд 9
Последующий этап Романтизма
Дж. Верди
Р. Шуман
Г. Берлиоз
Ф. Мендельсон
Ф. Лист
Ф.
Шопен
Р. Вагнер
Слайд 10
Франц шуберт
1797 – 1828, Вена
Около 600 вокальных произведений
9
симфоний
Ранние музыкальные способности
Автор камерной и сольной фортепианной музыки, песен
Первые
произведения: «Увеселительный замок сатаны» и месса F-dur
Успех после баллады «Лесной царь»
Сборники песен: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песня»
1828 г. – единственный публичный концерт (успех)
Слайд 11
Роберт шуман
1810 – 1856, немецкий композитор, педагог, влиятельный
критик
С 10 лет сочиняет хоровую и оркестровую музыку
1830 г.
– паралич пальца, занимается композицией
1834 г. – основал «Новую музыкальную газету» (приверженец нового)
Бракосочетание с К. Вик – вдохновение (140 песен)
1844 г. – путешествует, нервное расстройство (позже – попытка самоубийства)
Циклы небольших пьес: «Карнавал», «Бабочки», «Крейслериана», «Давидсбюндлеры»
Развивает тип лирической песни Шуберта
Фортепианные циклы, 4 симфонии
Слайд 12
Ференц лист
1811 – 1886, венгерский композитор, пианист-виртуоз, дирижер,
публицист
Основоположник Веймарской школы в музыке
Занимался у Черни – блестящие
импровизации, сенсация среди публики
Писал статьи о социальном положении артистов
1835 – 1848 гг. – «годы странствий», первый сольный концерт в Италии
Позже интересовался духовной музыкой (оратории «Христос», «Легенда о святой Елизавете»)
Использовал фольклорные источники
Всего 647 сочинений (63 для оркестра, симфонии «Фауст» и «Divina comedia»)
Самобытность, новизна приемов
Слайд 13
Фредерик шопен
1810 – 1849, польский композитор, пианист-виртуоз
Автор многочисленных
произведений для фортепиано
По-новому истолковал многие жанры, обогатил гармонию и
фортепианную фактуру
Музыкальная «одержимость», ранние музыкальные способности
7 лет – первое произведение «Полонез»
1829 г. – начало артистической деятельности
22 года – первый концерт (успех)
Любовь к Жорж Санд, позже – разрыв отношений, стресс
Заболевание лёгких
Слайд 14
Джузеппе верди
1813 – 1901, итальянский композитор
26 опер: «Бал-маскарад»,
«Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Аида»
18 лет – не поступил
в консерваторию, частные уроки
1830 г. – первое публичное выступление
Постановка опер «Оберто» и «Набуко» – успех
Постановка «Травиаты», «Аиды» – успех
Последние 12 лет работал очень мало
1887 г. – «Отелло» – нет речитативов (новшество)
Слайд 15
Рихард Вагнер
1813 – 1883, немецкий композитор и теоретик
искусства
Крупнейший реформатор оперы («музыкальная драма»)
Работал дирижером, хормейстером, позже –
придворный капельмейстер
Оперы: «Летучий голландец», «Риенци», «Тристан и Изольда», «Парсифаль», «Нюрнбергские мейстерзингеры»
Рассматривал искусство как синтез и способ выражения философской концепции
Идея сквозного драматургического развития
Внешнее действие сосредоточено на чувствах персонажей
Внедрил развитую систему лейтмотивов
Отсутствие тонической опоры, незавершенность тем