Слайд 2
Предпосылки развития
Фольклор
Искусство скоморохов и инструменталистов
Церковное
пение
Инструментальное сопровождение былин и сказаний героического эпоса
Военная
музыка
Возникновение лирической песни
Хоровое многоголосие
Внецерковная духовная лирика
Возникновение хорового концерта
Слайд 3
Кант
Потомок итальянской канцоны
Раскрытие души народа
Хоровой
кант-виват
Лирический кант
На канте основано «Славься» из
«Ивана Сусанина» М. И. Глинки
Массовый жанр XVIII в.
Из канта выросла русская песня
Оказал влияние на партесный концерт
Слайд 4
Партесное пение
Новый тип пения
От partes –
партия в многоголосной музыке
Пышное великолепие многоголосия
Вопрос
о принятии или непринятии нового пения
Николай Дилецкий «Идея грамматики мусикийской»
В. П. Титов – преемник Н. Дилецкого, мастер партесного концерта
Партесный концерт стал канонизированным символом церковной музыки
Слайд 5
Периоды развития искусства
Петровский период
Ломоносовский период
Становление русской композиторской школы
Слайд 6
Бортнянский Дмитрий Степанович
28 октября 1751 –
10 октября 1825
Композитор, дирижер
Управляющий Придворной
певческой
капеллой в Санкт-Петербурге
Создатель классического типа русского
хорового концерта
Слайд 7
Музыкальное наследие
Фортепианные сонаты
Камерные ансамбли
Оперы
(«Сокол», «Празднество сеньора», «Сын-соперник, или Новая Стратоника»)
Хоровые произведения
Талант Бортнянского с лёгкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. (Н. Ф. Финдезейн)
Слайд 8
Пашкевич Василий Алексеевич
1742 – 9 марта 1797
Композитор, дирижер
Педагог, скрипач, певец
Один из создателей
русской национальной оперы
Слайд 9
Основные произведения
Оперы («Скупой», «Несчастье от кареты», «Тунисский
паша», «Февей», «Федул с детьми», «Как поживешь, так и
прослывешь», «Несчастный в любви подьячий»)
Театральная музыка («Храм всемирного ликования», «Начальное управление Олега», «Лжец»)
Хоровая музыка (Обедня, 4-голосные духовые концерты, хор «Амур и Психея»)
Слайд 10
Фомин Евстигней Ипатьевич
5 августа 1761 – 16
апреля 1800
Русский композитор
Среди его учителей – Герман
Раупах
Был избран в члены Болонской филармонической
академии
Слайд 11
Творчество
Оперы («Ямщики на подставе», «Американцы», «Орфей и
Эвридика», «Клорида и Милон», «Золотое яблоко», «Новгородский богатырь Василий
Боеславич»)
Хор из музыки к пьесе В. А. Озерова «Ярополк и Олег»
Многие рукописи композитора утеряны
Слайд 12
Хандошкин Иван Евстафьевич
1747 – 1804
Русский
скрипач, композитор, педагог
Был придворный камерным музыкантом, а затем
капельмейстером
Основоположник русской скрипичной школы
Занимался у Д. Тартини
Слайд 13
Достижения
Более 100 сочинений для скрипки (вариации на
русские песни)
3 сонаты
Первый учитель по скрипке Академии
художеств
Свободно владел гитарой и балалайкой
М. Гольдштейн посвятил скрипачу «Концерт Хандошкина для альта с оркестром»
Слайд 14
Березовский Максим Созонтович
1745 – 1777
Русский композитор,
работавший также в Италии
Создатель классического типа русского хорового
концерта
Был солистом-певцом капеллы при дворе
князя Петра Федоровича
Работал капельмейстером
Слайд 15
Творчество
Литургия святого Иоанна Златоуста
Хоровые концерты («Господь,
воцарися», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не
отвержи мене во время старости»)
Причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную»)
Салонная музыка в классицистской манере (опера-сериа «Демофонт», соната для скрипки и клавесина»)