Слайд 2
Педагоги о методе наглядности
Я. А. Каменский в
своем известном «золотом правиле дидактики» дал четкую формулировку принципа
наглядности. «Наглядность – это все, что возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусом – вкусу; допустимое осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами, - представить несколькими чувствами».
Разработкой проблемы наглядности в музыкальной педагогике занимались: Теплов Б.М., Н.А. Ветлугина, Асафьева Б.В.
Слайд 3
Роль наглядности в музыке
Использование наглядных пособий в музыкальном
воспитании детей позволяет в простой, доступной детям форме дать
представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданных музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма и т. д. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческих характер.
Слайд 4
Принципы наглядности
Соответствие возрасту учащихся (доступность)
Соответствие теме
(целесообразность)
Яркость ( иллюстративность)
Умеренность и разнообразие (целесообразность)
Виды визуальных средств
Рисунки
Фотографии
Таблицы
Карточки
Диаграммы
Медиаматериалы
Видеоматериалы
Раздаточные материалы
Слайд 6
Графические модели и схематические обозначения
Слайд 7
Подберите линию
«Хор половецких девушек» А. Бородин
« Тема
Шехеразады» Н. Римский-Корсаков
«Полет шмеля» Н.Римский -Корсаков
«Лебедь» К.Сен-Санс
«Утро» Э. Григ
«Танец
рыцарей» С. Прокофьев
Слайд 8
Музыкально –дидактические пособия
Слайд 9
Ритмическая игра -столовая
Первая роль: Щи да каша –
пища наша
Вторая роль: После щей и после каши –
просят дети простокваши
Третья роль: Ели – ели две недели - не полнели не худели.
Ели –ели –пили –пили –две недели-сыты были
Слайд 12
Словарь эстетических эмоций Ражникова
Слайд 14
Убери лишнее
Найди инструменты
Раздаточный материал
Слайд 15
Освоение понятия
A –(рефрен) повтор
e, b, c, d
- эпизод
Слайд 16
Восприятие музыки
Музыка – искусство образов. Она – отражение
внешнего и внутреннего мира человека. Доступная с одной стороны
с младенчества, с другой стороны остается загадочной и непостижимой. Музыкальный образ лишен конкретной видимости. Интонации рождают эмоции, чувства. Зачастую и зрительные образы. Для того, чтобы расшифровать образы, мало только чувств. Нужны знания, жизненный опыт и особый внутренний настрой. Метод наглядности помогает выстроить мостики от ребенка ( с его малым жизненным опытом и набором знаний) к времени в котором жил композитор, его пережитым чувствам, к его языку. Наглядность выполняет роль своеобразной опоры.
Слайд 17
Восприятие музыки
Одним из основных видов деятельности на
уроках музыки является – восприятие музыки. Слушая и исполняя
– ребенок воссоздает образы, заложенные композитором. Практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, реальным для него, уже встречавшемся ему в жизни. Визуальные стимулы помогают сделать внутренние переживания видимыми, а значит – доступными для восприятия ребенка. Происходит перенос из внутреннего во внешнее. Графические модели, слова, картины. Все это способствует формированию представлений и образов ребенка.
Слайд 19
Музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и
главных героев с их музыкальными темами.
Композитор создал неповторимые образы:
танцевальные, песенно-лирические, воинственные. Все части сюиты включают образ Шехеразады – рассказчицы сказок.
Сюита была написана композитором за 2 месяца в 1888г. Композитор как бы заново воссоздает сказку в музыке.
Слайд 20
Симфоническая сюита Шехеразада
. Море и Синдбадов корабль — сонатная
форма со вступлением и кодой (без разработки).
2. Рассказ царевича Календера — сложная
трёхчастная форма с вступлением и кодой.
3. Царевич и царевна — сонатная форма с кодой без вступления и разработки.
4. Праздник в Багдаде — рондо (чередование всех тем из первых трех частей).
Слайд 21
«Синбадов корабль» -Музыка первой части передает дыхание морской
стихии. Главная партия – волнующееся море. Она основана на
теме царя Шахрияра. С ней контрастирует побочная партия – образ Синбадова корабля и спокойного умиротворенного моря.
«Рассказ царевича Календера». Это как бы сказка в сказке. Музыка рассказывает о приключениях и любви царевича.
«Праздник в Багдаде и корабль, разбившийся о скалу..» Самая яркая часть. Воображение рисует восточный рынок. С его буйством красок, событий, мелодий. Мы слышим многообразие ритмов, смену ритмов и мелодий. В эпилоге тема Шахрияра звучит умиротворенно.
Слайд 22
Что общего между музыкальной темой Шехеразады и арабесками?
Арабески
(арабские узоры с растительным орнаментом)
В музыке каких композиторов
вы встречались с восточной темой?
Досочини сказку
Придумай иллюстрацию к сказке
Слайд 23
Подведение итогов (Рефлексия)
Я узнал…..
Я научился…
Меня заинтересовало…
Мне
было трудно…
Слайд 24
Таким образом: Средства визуальной информации могут быть использованы
на любом этапе урока и в любых видах деятельности.
Наглядность может выполнять роль мотивации к обучению, помощника в изучении и закреплении материала, а также служит средством контроля. Виды и способы применения на уроке музыки – разнообразны.