Слайд 2
Русский народ всегда славился своей
музыкальностью, и песня сопровождала
человека
от рождения до смерти. Этим и
объясняется большое разнообразие ее
жанров,
среди которых есть былины,
колыбельные, обрядовые, плясовые,
трудовые, игровые и многие другие песни
Слайд 4
« Я – русский композитор, и моя Родина
наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды
. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка ... Единственное , что я стараюсь делать , когда я сочиняю , - это заставить её прямо и просто выражать то , что у меня на сердце»
С. В. Рахманинов.
Слайд 5
1.Обрядовый фольклор:
- календарный фольклор (колядки,
масленичные песни, веснянки),
- семейный фольклор (семейные
рассказы,
колыбельные, свадебные
песни, причитания). Обряды в
русской деревне считались столь же
необходимыми
в жизни, как и
праздники. Все значительные
события в жизни людей
рождение ребенка, вступление в
брак, смерть, смена времен года,
начало и конец
сельскохозяйственных работ
были связаны исполнением
специальных, приуроченных к
данному случаю, обрядовых
действий.
Слайд 6
Обряды в русской деревне считались столь же
необходимыми в
жизни, как и праздники. Все значительные
события в жизни людей
—рождение ребенка, вступление в
брак, смерть, смена времен года, начало и конец
сельскохозяйственных работ —были связаны исполнением
специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых
действий.
2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые, частушки.
Слайд 7
2.Необрядовый: былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые,
частушки.
Слайд 8
Старинные песни и наигрыши рассказывают об исторических событиях,
о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение
тех, кто их сочинил.
Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны.
все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных
песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений, вариации на народные песни.
Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами.
Включали в свои
произведения русский
музыкальный фольклор
М. И. Глинка,
Н.А Римский – Корсаков,
А. П. Бородин ,
П. И . Чайковский,
С.В. Рахманинов и
многие другие.
Слайд 10
История русской классической музыки начинается с творчества М.
И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки».
Воплотив
в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.
Слайд 11
К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе,
принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора
П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем».
Слайд 12
Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы
«Иван Сусанин»
(песня Вани из III действия «Как мать
убили у малого птенца…»,
ария Сусанина из III действия
«Ты взойдёшь, моя заря»).
Слайд 13
Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной
в ребячестве, были первой причиной того, что я стал
преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира.
Слайд 15
Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного
леса» А. П. Бородина, темах
«Богатырской симфонии»
Слайд 17
В своих симфонических произведениях и операх , композитор
использует мелодии разного характера. Например, в песенке Белочки в
опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» .
Слайд 18
В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы
композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат
календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".
Слайд 19
Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков
в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и
мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле - Солнцу.
Слайд 20
В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная
песня "А мы просо сеяли…".
Слайд 21
Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова.
Он
говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет,
только тогда я счастлив».
Слайд 22
Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора» –
инструментальной музыки, в основе которой лежит конкретный сюжет или
образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах
Слайд 24
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы.
Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями.
Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».