Слайд 2
История джаза - часть истории 20 века.
Особенности
джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур:
в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры , а вот сложная ритмическая структура , неустойчивая высота звука, грубоватый «нечистый» тембр звучания , манера полного безразличного погружения в музыку – это влияние африканской культуры.
Слайд 4
Истоки джаза
Спиричуэлсы - песни американских негров религиозного содержания
, госпелы ( уорк-сонги-трудовые песни)
Слайд 5
Спиричуэлсы
Известный негритянский джазовый музыкант Дюк Эллингтон говорил:
«…Страшась молчания чёрных рабов , рабовладельцы заставляли их петь
, желая не дать им возможности разговаривать , а значит -сговариваться о планах мести и мятежа»
О своей невероятно тяжёлой жизни они рассказывали в своих песнях-молитвах-спиричуэлсах,обращаясь к Богу . Раб обращался к небу ,подняв голову ,полный чувства собственного достоинства.
Слайд 6
Блюз
Блюзы(от сочетания двух слов: «блу» и «девл» -меланхолия,
хандра)-народная песня американских негров с грустным , печальным
оттенком . Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары.
Слайд 7
Блюз
В этих песнях-исповедях слились и горечь рухнувших надежд
,и тоска по утраченной родине , и ненависть к
рабскому труду . Другие блюзы были наполнены яростным весельем , но это был «смех сквозь слёзы».Блюзом становилось всё ,на чём останавливался взгляд , о чём болело сердце . За отчаянным весельем скрывалась трагедия целого народа.
Слайд 8
Регтаймы
Регтайм (рванный ритм)-танцевальная музыка особого склада - это
попытка негритянских музыкантов использовать ритмы африканской музыки при исполнении
полек , кадрилей и других танцев.
Слайд 9
Регтайм
Появлению регтайма предшествовала популярность танцев «кейк - уок»
и «ту - степ». «Кейк – уок»-танец пирожных. В
нём негры породировали своих господ ,подражая их манерам , походке. В конце актёры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук «хозяина»
Слайд 10
Излюбленные инструменты современных джазистов
Труба , тромбон , кларнет
, рояль , контрабас , саксофон , виброфон ,
гитара , банджо ,флейта , скрипка , корнет.
Слайд 14
Говоря о джазе ,нельзя не назвать имена известных
джазистов.
Дюк Эллингтон (фортепиано) , Луи Армстронг (корнет,труба) , Бенни
Гудмен (кларнет) , Элла Фицджеральд (певица).
Основа джаза - импровизация.
Ритм джаза - полиритмия , синкопы , свинг.
Слайд 19
Направления джаза
Ранний джаз (хот-джаз горячий джаз)
Холодный джаз (кул-джаз)
Свит-джаз(сладкий
джаз)
Би-боп (нервный,взвинченный джаз)
Симфоджаз
Слайд 20
Симфожаз
Сплав симфонической и джазовой музыки ,который открыл новые
возможности для многих композиторов .Первый из композиторов,который стал писать
музыку в стиле симфоджаз,был Джордж Гершвин.
Слайд 21
Джорж Гершвин
Первый американский композитор,музыка которого стала известна всему
миру . Он смог объединить европейский симфонизм с джазовой
импровизацией.
Слайд 22
Джордж Гершвин не согласен с тем , что
джаз музыка второго сорта.
Слайд 23
Русский джаз
С 20-х годов джаз приобретает популярность в
России . История джаза в нашей стране связана с
именем Леонида Утёсова . Джаз на отечественной сцене не вытеснил песню , не стал основой лёгкой музыки , а был обогащён народными традициями.
Слайд 24
Александр Цфасман
В 1927 г. был создан в Москве
джаз-оркестр Александра Цфасмана , весьма разнообразные по стилю современные
джазовые коллективы.
Слайд 28
В 1928 году Леонид Утёсов услышал американский джаз-оркестр
Теда Льюиса , который поразил его.По возвращению в Россию
он создал свой собственный «Теа-джаз»,первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 г.