Слайд 2
Эпиграф: «Издревле правда нам открылась,
В сердцах высоких утвердилась;
Старинной правды не забудь».
И. В. Гёте, немецкий поэт,
государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
Слайд 3
Мифоло́гия (греч. μυθολογία,— предание, сказание и греч. λόγος
— слово, рассказ, учение)
Это система восприятия мира, основанная на
традиционных преданиях, образах,которая характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.
Это способ общения с вышестоящей реальностью, с богами, в котором человек как бы подражает им.
Боги и другие сверхъестественные существа для него находятся рядом, они почти реальны и в то же время сказочны.
Миф - синтез земной реальности с реальностью потусторонней.
Слайд 4
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему творцы обращались к
мифам в своем творчестве?
2. Какие виды искусства наиболее часто
обращались к мифам?
3. Что такое «синтетическое искусство»?
Слайд 5
Синтетические искусства - это такие виды художественного творчества,
которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию
разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое.
Слайд 6
Опера К. В. Глюка «Орфей и Эвридика»
Слайд 7
Мифы в музыке
Прежде всего, классические мифы – мифы
Древней Греции и Древнего Рима (пример: "Орфей и Эвридика"
Глюка)
мифы Северо-Запада (германо-скандинавские, кельтские) – мифы Эдды и Старшей Эдды у германских народов, мифы о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола – в кельтской мифологии (примеры: "Король Артур" Г.Пёрселла, оперы Рихарда Вагнера)
Славянская мифология (примеры: "Снегурочка", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.Римского-Корсакова)
Слайд 8
Н. А. Римский-Корсаков
опера «Снегурочка»
Вступление, пролог. Сцена Весны
с птицами
«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты
и редкий безликий березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, всё деревянные с причудливой резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне…»
Слайд 9
Творческое задание
1. Выбрать мифического героя из оперы «Снегурочка»
2.
Выбрать, в роли кого вы будете выступать: декоратор, костюмер,
гример
3. Описать вашего героя исходя из сценического действия на основе услышанных вами двух музыкальных фрагментах ( при каких обстоятельствах в опере встречается ваш герой, его образ).
4. На основе услышанной музыки создать образ вашего героя, исходя из выбранной вами роли.
Декоратор – описать декорации на сцене: цвет, материал, световое решение и т.д.
Костюмер – описать, «нарисовать» словами костюм вашего героя в конкретный сценический момент сюжета: материал, форма, цвета и т.д.
Гример – описать «грим» вашего героя в конкретный сценический момент сюжета: цвета, вид, образ и т.д.
5. Произошли ли какие либо изменения в образе вашего героя ?
Слайд 10
Действующие лица:
В ПРОЛОГЕ
ВЕСНА-КРАСНА (меццо-сопрано)
ДЕД-МОРОЗ (бас)
ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА (сопрано)
ЛЕШИЙ (тенор)
МАСЛЕНИЦА (соломенное
чучело) (бас)
БОБЫЛЬ БАКУЛА (тенор)
БОБЫЛИХА, его жена (меццо-сопрано)
СВИТА ВЕСНЫ, птицы:
ЖУРАВЛИ, ГУСИ,
УТКИ, ГРАЧИ, СОРОКИ, СКВОРЦЫ,
ЖАВОРОНКИ и ДРУГИЕ, БЕРЕНДЕИ ОБОЕГО
ПОЛА И ВСЯКОГО ВОЗРАСТА.
В ОПЕРЕ
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ (тенор)
БЕРМЯТА, ближний боярин (бас)
ВЕСНА-КРАСНА (меццо-сопрано)
ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА (сопрано)
БОБЫЛЬ БАКУЛА (тенор)
БОБЫЛИХА (меццо-сопрано)
ЛЕЛЬ, пастух (альт)
КУПАВА, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано)
МИЗГИРЬ, торговый гость из посада Берендеева (баритон)
ПЕРВЫЙ БИРЮЧ (бас)
ВТОРОЙ БИРЮЧ (тенор)
ЦАРСКИЙ ОТРОК (меццо-сопрано)
ЛЕШИЙ (тенор)
БОЯРЕ, БОЯРЫНИ И СВИТА ЦАРЯ, ГУСЛЯРЫ
СЛЕПЫЕ, СКОМОРОХИ, ГУДОЧНИКИ,
ВОЛЫНЩИКИ, ПАСТУХИ, ПАРНИ И ДЕВКИ,
БЕРЕНДЕИ ВСЯКОГО ЗВАНИЯ, ОБОЕГО ПОЛА,
ЛЕШИЕ, ЦВЕТЫ — СВИТА ВЕСНЫ.
Время действия: доисторические времена.
Место действия: страна берендеев.