Слайд 2
План
1. Биографические сведения о композиторе.
1.1 Детство
1.2 Ранние годы
1.3 Жизнь в Копенгагене
2.
Музыкально – творческая деятельность.
2.1 Первый период
творчества. 1866—1874
2.2 Второй период. Концертная деятельность. Европа. 1876—1888.
3. Последний период музыкального творчества. 1890—1903
3.1 Творческая история создания музыкальной драмы «Пер Гюнт».
4. Наследие Грига
4.1 Музыка Грига в современной культуре.
4.2 Библиографический список.
4.3 Музыкальные фрагменты.
Слайд 3
Биографические сведения.
Эдвард Хагеруп Григ– норвежский
композитор, пианист, дирижер и общественный деятель родился 15 июня
1843 года в городе Берген.
Слайд 4
По отцовской линии семья происходила от шотландского
купца Александра Грига, перебравшегося в Берген около 1770 года
и некоторое время исполнявшего обязанности британского вице-консула в этом городе. Пост британского представителя в Бергене унаследовали сперва дед,
а затем и отец композитора,
также Александр Григ.
Дед Эдварда - Джон Григ играл
в бергенском оркестре.
композитора
Гесина Хагеруп,
была пианисткой, окончившей
Гамбургскую консерваторию, куда обычно
принимали только мужчин. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года.
Слайд 6
Первый из музыкантов, кому Григ сыграл на фортепианоПервый из
музыкантов, кому Григ сыграл на фортепиано пару собственных композицийПервый из музыкантов, кому
Григ сыграл на фортепиано пару собственных композиций был Оле Булл. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься вЛейпциг, чтобы стать композитором!».
Слайд 7
Оле Булл — известный скрипач и передовой деятель норвежской
музыки и культуры, человек, определивший судьбу Грига.
Слайд 8
Пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию.
В новом учебном заведении, основанном ещё Феликсом Мендельсоном, Григ учился
у Эрнста Фердинанда Венцеля Григ учился у Эрнста Фердинанда Венцеля, Морица Гауптмана Григ учился у Эрнста Фердинанда Венцеля, Морица Гауптмана, Игнаца Мошелеса. После одарённый студент отправлялся в концертный зал «Гевандхауз», где слушал музыку Шумана, где слушал музыку Шумана, Моцарта, где слушал музыку Шумана, Моцарта, Бетховена, где слушал музыку Шумана, Моцарта, Бетховена и Вагнера.
«Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности камерной и оркестровой музыки», — вспоминал позже Григ. Эдвард Григ окончил консерваторию в 1862 году с отличными оценками, приобрёл знания, лёгкий плеврит и цель в жизни.
Слайд 9
Григ близко соприкасается
со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её
представителями, например, со знаменитым датскимГриг близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном.
Слайд 10
Это вовлекает композитора
в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни
на тексты Андерсена и норвежскогоЭто вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена и норвежского поэтаЭто вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена и норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.
Слайд 11
Талант молодого музыканта не
мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры БергенаТалант молодого
музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 годуТалант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в КопенгагенТалант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.
Слайд 12
11 июня 1867 года Эдвард Григ
женился на Нине Хагеруп.
Началась самая замечательная пора в
жизни композитора - расцвет таланта, наступление творческой зрелости.
гг. 19 в. Григ вместе с женой камерной певицей,
исполнявшей его песни и романсы, совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы, выступая как пианист и дирижёр.
КопенгагенеВ годы жизни в Копенгагене (1863В годы жизни в Копенгагене (1863—1866)
Григ написал множество музыкальных произведений:
«Поэтические картинки» и
«Юморески», сонату для фортепиано сонату для фортепиано и первую скрипичную
сонату. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца.
Слайд 15
В лирическомВ лирическом произведении «Поэтические картинки» (1863В лирическом произведении «Поэтические картинки» (1863) очень
робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе
третьей пьесыВ лирическом произведении «Поэтические картинки» (1863) очень робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской народной музыкеВ лирическом произведении «Поэтические картинки» (1863) очень робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига. Изящные и простые очертания мелодии в пятой «картинке» напоминают некоторые из народных песен.
Слайд 16
Песни Эдвард Григ писал под
вдохновением норвежской природы — «В лесу», «Избушка», «Весна», «Море в ярких
лучах сияет», «С добрым утром».
Слайд 17
Ханс Гуде- норвежский художник-пейзажист и маринист романтического направления,
воспевает красоту и величие норвежской природы.
Слайд 21
Л.Ф. Лагорио «Лафотенский остров».
Слайд 22
К. Коровин «Гавань в Норвегии».
Слайд 23
В «Юморесках» ещё чувствуется влияниеШопенавлияниеШопена (его мазурок) — композитора, которого Григ,
по собственному признанию, «обожал».
В одно время с «Юморесками»
появились фортепианная и первая скрипичная сонаты.
Драматизм и порывистость, свойственные фортепианнойДраматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внешним отражением романтикиДраматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внешним отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют типичный для Грига образный строй.
Слайд 24
Наиболее ярко композиторское дарование Грига проявилось в камерных
инструментальных и вокальных произведениях. В них нашли отражение лирическое
настроение, образы северной природы, поэтические картины народной жизни.
Слайд 25
...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных
песен родины и из этого, до сих пор не
исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...
Э. Григ
Слайд 27
В Италии его сочинения услышал
знаменитый композитор Ференц Лист, которым Григ восторгался в юности. Лист
оценил талант двадцатисемилетнего композитора и пригласил его на частную встречу. Прослушав фортепианный концерт, шестидесятилетний композитор подошёл к Эдварду, сжал его руку и произнёс: «Продолжайте в том же духе, у вас есть к этому все данные. Не дайте себя запугать!» «Это было нечто вроде благословения», — писал впоследствии Григ.
Слайд 28
В 1872 годуВ 1872 году Григ написал «Сигурда Крестоносца» — первую значительную пьесу, после
чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские
власти назначили ему пожизненную стипендию.
Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона.
Слайд 29
В письме от 23 января 1874
года Ибсен, живший тогда в Дрездене, обратился к Григу
с просьбой написать музыку к драме «Пер Гюнт», которую готовил к сценической постановке. Вот что писал драматург.
Слайд 30
“Дорогой Эдвард Григ!
Обращаюсь к Вам по поводу одного
плана, который собираюсь привести в исполнение. Согласны ли Вы
написать к пьесе «Пер Гюнт» необходимую музыку? Не сомневаюсь, что мы можем рассчитывать на постановку пьесы в Копенгагене и Стокгольме. Но прошу Вас пока что держать дело в секрете и возможно скорее дать мне ответ.
Преданный Вам Генрик Ибсен”.
Слайд 31
В одиночестве Григ
написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена
В одиночестве Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт В одиночестве Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В ней воплотились его переживания той поры. Мелодия «В пещере горного короля» отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях.
В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных европейских В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных европейских городов, полный интриг, сплетен и предательств. Финальный эпизод — «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия, — говорил об утерянном и забытом и не прощённом.
Слайд 32
Одним из самых знаменитых произведений
Грига считается первая и вторая сюиты — «Пера Гюнта», в
которую вошли пьесы: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля»,
«Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».
Н.К. Рерих Эскиз декорации к драме Г.Ибсена "Пер Гюнт».
Слайд 33
Появление «Пера Гюнта» в Кристиании 24
февраля 1876 года сопровождалось большим успехом. Музыка Грига в
Европе начала становится популярной. Начинается новый творческий период в жизни композитора.
Слайд 39
Драматическая пьеса — «Жалоба Ингрид», одна из
танцевальных мелодий, которая звучала на свадьбе Эдварда Грига и Нины
Хагеруп.
Слайд 40
Эдвард Григ и Нина
Хагеруп после размолвки воссоединились и в знак примирения отправились
на гастроли в Рим Эдвард Григ и Нина Хагеруп после размолвки воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в Рим, а по возвращении продали свой дом в Бергене Эдвард Григ и Нина Хагеруп после размолвки воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в Рим, а по возвращении продали свой дом в Бергене, купив чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролльхауген» — «Холм троллей». Это был первый дом, который Григ действительно полюбил.
Слайд 41
« Я видел такие красоты природы, о которых не
имел никакого представления… Огромная цепь снеговых гор с фантастическими
формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!».
Слайд 42
Дом-музей Эдварда Грига (Тролльхауген)
Слайд 43
В 1887 году В 1887 году Эдвард и
Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге В 1887 году Эдвард и
Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года В 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года выдающийся русский скрипач Адольф Бродский (впоследствии первый исполнитель Третьей скрипичной сонаты Грига).
Слайд 44
Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых
гостей — Иоганн Брамс Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых
гостей — Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы, между композиторами завязалась оживлённая переписка.
Слайд 45
"Сколько теплоты и страстности в
его певучих фразах, - писал Чайковский, - не удивительно,
что Грига все любят..."
А. Федецкий. Портрет П.И. Чайковского
Слайд 46
Позже русский композитор посвятит Григу
свою знаменитую увертюру-фантазию "Гамлет", А пока," в Лейпциге, они
находят много общего не только в своем отношении к музыке, но и в чисто человеческих чертах. Они оба, оказывается, страстно любят природу, прогулки, путешествия, оба сочиняют музыку вдали от больших городов: Чайковский - в подмосковных имениях своих друзей, Григ - в своем доме среди скал, на берегу моря.
Слайд 47
Поездку в Россию Григ все
откладывал, пока не разразилась русско-японская война. Тогда уже для
душевно чуткого Грига стало вовсе невозможно приехать - он, по собственному признанию, совестился привлекать к своей музыке внимание в стране, где на войне гибли люди.
загадочно, как можно приглашать чужеземного художника в страну, где
почти в каждой семье оплакивают павших на войне».
«Досадно, что так должно было случиться. Прежде всего надо быть человеком. Всё истинное искусство вырастает только из человека».
Слайд 49
Смерть композитора.
В 1907 году
В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию
В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года ранним утром.
Слайд 50
Могила Эдварда Грига и Нины Хагеруп, вырубленная в скале.
Слайд 51
Музыка Грига в современной культуре.
Сегодня
творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, в особенности на родине
композитора — в Норвегии. Его сочинения активно исполняет пианист и дирижёр один из наиболее известных сегодня норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Выпускаются CD мелодий Грига в современной обработке.
Слайд 52
Классические пьесы Грига используются в различных художественных и
культурных мероприятиях. Одна из наиболее известных постановок — «Утро»
(фрагмент из Пера Гюнта). Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии выступлений профессионалов на льду и другие постановки.
Слайд 53
Наследие Грига.
Вся деятельность Грига
в Норвегии — пример чистого и бескорыстного служения своему народу.
Слайд 55
Рядом с усадьбой открыт памятник Эдварду
Григу, который, может увидеть каждый посетивший «Тролльхауген» и рабочая избушка, где
Григ сочинил свои лучшие музыкальные произведения и написал аранжировки народных мотивов.
Интерьер рабочего кабинета Грига
Слайд 56
Памятник Э. Григу в Тролльхаугене
Слайд 57
Эдвард Григ на протяжении жизни получил несколько престижных
премий и званий. В их числе – звание почётного
доктора Кембриджского университета (1893 год) и «почётный доктор музыки» в Оксфордском университете (1906 год).
Слайд 58
Подлинно народный художник, он возвысил норвежскую музыку до
вершин мировой классики, творчески переработал и обобщил коренные черты
музыкального фольклора Норвегии, соединив его с самобытно воспринятым опытом европейской классической и романтической музыки.
Слайд 59
Попробуйте на вкус, покатайте на
языке эти дивные, непривычно звучащие слова: фьорд... тролль... Сольвейг...
И
если за этими словами в вашей памяти возникнут то изысканные и нежные, то покоряющие силой и властностью мелодии Эдварда Грига - это значит, что и вы встали в эту не имеющую конца эстафету любви, любви к великому норвежскому композитору.