Слайд 2
Цели:
Познакомить обучающихся с
творчеством русского композитора В.С. Калинникова.
Пробуждение познавательного
интереса к русской классической музыке.
Задачи:
образовательная – освоение элементарных представлений о жанре – симфония на примере.
воспитательная – воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине через музыкальное произведение;
развивающая - развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения музыкального искусства.
Слайд 3
«Первая симфония В.Калинникова — ключ к
русской симфонической музыке, чудесные врата, через которые можно войти
в наш родной, глубоко поучительный музыкальный мир.... она ведет душу через русские луга, поля и леса, через просторы невыразимой красоты — к Церкви, к молитве, к Богу».
Слайд 4
История создания
Василий Калинников написал симфонию ровно за один
год (1894-1895). В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств.
После окончания работы над симфонией начались хлопоты по ее исполнению
Слайд 5
История создания
К сожалению, почти все попытки потерпели неудачу.
Ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Тифлисе согласия на исполнение симфонии не дали.
Лишь через два года она была исполнена в Киеве под управлением А. Виноградского и получила полное признание.
I часть
Спокойная певучая
мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается все шире. Это главная партия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его.
Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции начинается разработка.
IIчасть
Она возникла
во время бессонницы: «Все спит, из вне не доносится ни одного звука. Но самая тишина вибрирует. Ощущаешь пульсацию собственного сердца, душу охватывает чувство одиночества». В начале анданте, возникают очертания прекрасного образа, манящей, может быть несбыточной, мечты.
Задумчивой первой теме, как бы плывущей на фоне баюкающего аккомпанемента скрипок и арф, мягко контрастирует вторая — меланхоличная и томная мелодия, интонируемая гобоем. Ее дополняет широкий распев всех высоких инструментов оркестра.
В репризе трёхчастной формы, возвращается первоначальное настроение, светлое видение рассеивается, воцаряется покой.
III часть
Третья часть — яркое,
жизнерадостное широко развернутое скерцо, рисующее картины народного веселья. Полная удали мужская пляска сменяется плавной грацией девичьего хоровода. Легко и непринужденно плетется его кружевной узор.
IV часть
Финал симфонии —
развязка драматургического развития. Он начинается как и первая часть — звучанием ее главной темы в унисонах струнной группы. Дальше на протяжении финала, также написанного в сонатной форме, среди разнообразных сцен и настроений, в смене плясовых, танцевальных и лирически-напевных эпизодов возникают знакомые мотивы.
Вывод:
Симфония стала свидетельством
громадного лирического дара Василия Калинникова, воспевшего красоту и величие природы, олицетворяющей образ России, русской души, через русскую музыку.
Не смотря на непростую судьбу композитора его творчество полно светлости, добра, могущества, восторженной красоты.