Слайд 2
С петровской эпохи до начала ХХ в. танец
был обязательным предметом в учебных заведениях, чем подчёркивалось его
государственное значение, а в XIX в. танцевальная культура России была на большой высоте.
Затем, в первые годы советской власти, развивающиеся на западе бальные и бытовые танцы считались «буржуазными» и запрещались. Но всё же сохранялись традиции классического балета и фигурного катания.
Слайд 3
Специфика хореографии в доу
Специфичность уроков хореографии в ДОУ
связана с ограниченностью времени (1-2 часа в неделю) и
широким набором детей почти без учёта их индивидуальных способностей. Для того, чтобы ученики, не имеющие специальных данных, за небольшое отведённое время могли на хорошем уровне освоить комплекс движений, а стихийное желание стало осознанным увлечением, должно произойти почти чудо. Сколько разнообразных методов должен узнать, придумать и применить педагог-хореограф! Сколько артистизма, гибкости, умения почти мгновенно ориентироваться в неповторимых учебных ситуациях!
Для полноценного и гармоничного танцевального развития дошкольники должны освоить минимум движений и форм разных жанров хореографии. В профессиональном обучении существуют отдельные уроки, на которых изучают классический, народный, историко-бытовой танцы, историю хореографии, отдельно отводятся часы на постановочную работу, но в ДОУ весь этот комплекс приходится проводить в условиях ограниченного времени. При этом педагогу необходимо научить детей выполнять не только простейшие танцевальные упражнения и движения, но и исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно.
Слайд 4
Танец – это труд
Занятия танцами – это не
просто досуг, и это прекрасно понимают те, кто идет
через этот нелёгкий, но очень интересный путь. Любой опытный танцор и преподаватель понимает, что без многократного повторения и тренировки тела трудно рассчитывать на большой прогресс в танце. Занятия дошкольников танцами оказываются не только развлечением, но и ещё одним, дополнительным видом деятельности, где необходимо старание, упорство, усилие над собой. Освоение танцевального искусства – во многом процесс самостоятельной деятельности, связанной с повторением и регулярностью. Для того, чтобы увидеть реальный, ощутимый результат своего труда, ребёнку необходимо приложить массу усилий в течение нескольких месяцев. А так хочется всё и сразу! Если это поверхностное увлечение, то и результат занятий будет незначительным. Недостаточно развитая координация и чувство своего тела могут стать причиной разочарования и раздражительности, а значит – и падения интереса к занятиям.
А много ли времени и сил уделяют тренировкам и без того загруженные дети? Некоторые приходят в обычной одежде и (о, ужас) сменной обуви, что никак не может способствовать нужному настрою на тренировку и комфортному исполнению движений.
Слайд 5
Проблема запоминания нового материала
Говоря о факторе частоты занятий,
необходимо помнить, что занятия один раз в неделю даже
вредны для организма, т.к. большая и резкая нагрузка ухудшает здоровье, а занятия два и более раз в неделю дают качественный прирост. Традиционно в системе образования принято делать два занятия в неделю, да ещё учитывая тот факт, что времени на повторение пройденного материала дома у учащихся, как правило, нет. Поэтому проблема, что дети забывают изученный материал, закономерна и понятна. Если занятия проходят редко, то большая часть информации забывается, если часто, то остаётся и наращивается. Проблема запоминания нового материала – одна из самых актуальных для педагога. А потому учителю-хореографу постоянно приходится искать способы, приёмы и методы, при которых 80-90% новой информации усваивается на самом учебном занятии.
К тому же, в силу психофизических особенностей человека у учащегося интерес падает как от чрезвычайно простых, так и от сложных элементов. Если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то она ведёт за собой развитие способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл «зоной потенциального развития». Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей и только; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Слайд 6
Какой же выход? Вот некоторые рекомендации, опираясь на
большой практический опыт многих коллег:
- повышаем и меняем задачи
через такие интервалы, чтобы ученикам было легко достигать прогресса, они почувствуют свою успешность и захотят её подкрепить;
- метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно, распределяя внимание между различными движениями, манерой исполнения, музыкальностью) в сочетании с целостным методом разучивания (в замедленном темпе);
- исполняем элементы, постепенно увеличивая уровень их сложности;
- учим в обратном порядке, чтобы идти от нового к известному, отлично выученному в начале;
- метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение усложняется, приближаясь к законченной форме);
- меняем виды деятельности и задач;
- даём задание придумать небольшие композиции из пройденных па;
- применяем игровые и творческие задания, конкурсные уроки;
- поощряем любые попытки к старанию, удачно исполненное движение, танцевальную одежду, осанку; подчеркиваем любое улучшение во всем, что касается танцевального мастерства, характера, имиджа и т.д.
Слайд 7
Уровень сложности. Как выбрать оптимальный?
Ещё один вид затруднений,
встречающийся на занятиях танцами. Оказываются «наказанными» не только неуспевающие,
но и яркие, самые способные дети, схватывающие на лету, опережающие остальных. У них всё получается легко, быстро, точно, мы хвалим их, ставим в пример и используем их помощь на занятиях. И вдруг замечаем, что, несмотря на свои успехи и активную позицию в группе, ученик теряет стимул и заинтересованность в быстром освоении нового. «Зачем мне стараться? У меня и так всё получается». Психологические эксперименты показали, что полный и легко достижимый успех также плохо сказывается на способностях и как следствие, на обучении, как и поражения. Такие дети сразу понимают и выполняют предложенные движения, и если педагог не найдёт способ их заинтересовать, их ожидает скука и раздражение, пока то же самое не поймут другие ученики группы.
Конечно, не хвалить и по достоинству не оценивать нельзя. Следуя советам специалистов в области образования, предлагаем группе задания разной сложности, на выбор. Например, обязательный минимум, посильный любому ученику, тренировочные задания (для желающих хорошо знать и уметь) и творческие, выполняемые по желанию. При этом самостоятельный выбор уровня и количества заданий даёт учащимся дополнительную возможность самореализации, придаёт дух соревновательности. Реализовывается психологическая потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, а предмет изучения становится интереснее. Ведь в изучении танцев (как и в большинстве других областей) нет предела, «потолка», есть лишь определённые степени овладения этим искусством. Каждое танцевальное движение или фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности.
Слайд 8
Так важно найти подход к каждому ребенку, завоевать
симпатии детей, разглядеть в каждом только ему присущие качества.
Главная наша задача – не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного владения ими, их творческого использования.