Слайд 2
Георгий Васильевич Свиридов
Дата рождения: 3 (16) декабря3 (16) декабря 1915)
Место рождения:ФатежФатеж, Курская губерния,
Российская империя
Дата смерти:
6 января6 января 1998) (82 года)
Место смерти: МоскваМосква, Россия
Страны: Российская империя
СССР СССР
СССР Россия
Профессии: композиторкомпозитор, музыканткомпозитор, музыкант-пианист
Жанры: симфоническаясимфоническая, хоровая музыка
Слайд 4
23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый
памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь,
где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться»
Слайд 5
А.С.Пушкин написал повесть «Метель»
А.С.Пушкин написал повесть «Метель»
А через
150 лет Г.В.Свиридов сочинил музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Слайд 6
Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» -
это музыка из 7 пьес для симфонического оркестра впитавшие
себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени:
«Тройка»
«Вальс»
«Венчание»
«Весна и осень»
«Пастораль»
«Военный марш»
«Романс»
Слайд 7
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка»
Здесь вы услышите
перезвон колокольчиков и картины зимней русской природы, а главное:
состояние души юной барышни. Сердце её трепетало, и вместе с тем чувство тревоги не покидало Машу. В целом, это произведение носит тревожный характер.
«…Через несколько минут она должна была оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь. Когда в доме всё утихло и заснуло, Маша, потеплее укутавшись шалью, вместе со служанкой вышли на заднее крыльцо дома. На дворе была метель, ветер дул навстречу, как будто хотел остановить девушку. В конце сада, на дороге их ждала тройка лошадей, их отправил Владимир для невесты. Кучер помог девушкам сесть в сани, уложил вещи, и тройка с бубенцами помчалась по ровному, заснеженному полю к церкви, где должно состояться венчание…»
Слайд 9
Владимир вечером, отправив тройку лошадей для Маши,
сам велел заложить маленькие сани и один, без кучера,
отправился в село, где была церковь. Дорога была ему знакома, а езды всего 20 минут. Он выехал в поле, где уже неслась позёмка, дул ветер, и начиналась метель. Взяв направление к церкви, Владимир задумался, погрузился в мечты о невесте: он представил себе бал, где они с Машей кружились в вальсе, и были очень счастливы. Замечтавшись, юноша не заметил, как сбился с дороги…
Горячее ожидание встречи, взволнованное биение сердца на фоне начинающейся метели – всё это вы услышите сейчас в изящном вальсе «Метель».
Слайд 11
Началось венчание. Когда священник сказал: «Поцелуйтесь!», девушка вдруг
ахнула, закричав: «Не он! Это не он!», и упала
в обморок. Все испуганно оглянулись на молодого человека, и Бурмину ничего не оставалось, как быстро выйти, приказав ямщику «Трогай!»
Сейчас вы услышите третью пьесу «Венчание». В начале, музыка передаёт томление и печаль Маши, затем торжественные аккорды символизируют обряд венчания. Заканчивается пьеса напряжённо, вопросом: « Что же дальше?»
Слайд 12
А настоящий жених Владимир только под утро, когда
рассвело, смог подъехать к церкви, усталый и несчастный. А
каково известие ожидало его? От священника он узнал, что венчание состоялось, но без него…
Между тем время шло, Марья Гавриловна стала выздоравливать. Она никогда не упоминала о своём женихе, и лишь грусть и задумчивость в глазах выдавали её. Она сохраняла свою тайну в девичьем сердце. Так прошли весна, лето, наступила осень…
Послушайте две пьесы из сюиты, которые так и называются: «Весна и осень».
Каждая из них точно характеризует время года и настроение девушки. Интересно, что Свиридов сочинил их в одноимённых тональностях. «Весна» - пробуждение природы написана в звонком ля мажоре. «Осень» - сожаление об уходящем годе – в грустном ля миноре. И конечно, мы услышим душевное одиночество и грусть Машеньки.
Слайд 13
Жизнь продолжается, лето сменяет осень, осень – зиму,
меняются времена года, меняются и настроения.
Следующим произведением будет
«Пастораль» - картина русской природы с её раздольем, просторами, безмятежной сельской жизнью. Музыка этой пьесы как бы говорит: «Жизнь продолжается, несмотря ни на что!».
Слайд 14
Между тем война с французами закончена, и русские
полки с победой возвращаются из заграницы. Время славы и
восторга! Как сильно билось русское сердце при слове: Отечество. Народ бежал навстречу своим победителям, повсюду играла музыка, звучали военные марши.
Бодро, радостно и восторженно звучит «Военный марш».
Слайд 15
И он с волнением рассказал о странном венчании
с незнакомой ему молодой девушкой, которое произошло поздно вечером,
в метель, зимой 1812 года «Непонятная, непростительная ветреность, я не придал важности в моей преступной проказе.., я женат уже четвёртый год, и не знаю, кто моя жена и где она, не знаю, как зовут деревню, где я венчался»…Боясь взглянуть на Машу, Бурмин продолжал свой рассказ, а Марья Гавриловна, слушая его, вновь и вновь пережив ту страшную ночь и венчание в церкви, воскликнула: «Боже мой! Так это были вы?! И вы не узнаёте меня?»
Бурмин побледнел…Всмотрелся в милое, взволнованное лицо Маши и всё поняв, бросился к её ногам!!! Счастье и любовь вернулись к нашим героям.
А любовь, по выражению Пушкина, – мелодия.
Весь этот разговор вы сейчас услышите в музыке «Романса» - последнем произведении сюиты. Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.