Слайд 2
Авторская песня
Авторские песни – это песни, создаваемые в
основном непрофессиональными авторами. Чаще всего автором стихов и музыки,
аккомпаниатором и исполнителем является один человек. Такие песни отличаются широтой охвата личных и общественных явлений, социальной активностью и правдивостью, высотой нравственных критериев.
Слайд 3
Авторская песня
Принято считать, что движение авторской песни –
это наше отечественное явление, возникшее в 50-е годы как
глоток свободы и правды на фоне тоталитарного режима. Однако в целом это явление общемировое и существует уже тысячи лет. Проследим истоки авторской песни.
Слайд 4
Суть авторской песни вовсе не
в «авторском праве» на стихи, мелодию и исполнение, а
скорее в праве на утверждение песней авторской - т. е. самостоятельной (от греч. autos - сам) - жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения - слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п. Каждой такой песней автор как бы говорит: это - я, это - мое, сокровенное, никем не внушенное, «это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью» (Б. Окуджава).
Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...» Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете на сбыт - они рождаются... Личностное начало пронизывает авторскую песню и определяет в ней все - от содержания до манеры преподнесения, от сценического облика автора до характера лирического героя. И в этом смысле современная «поющаяся поэзия» - искусство глубоко интимное, даже исповедальное.
Слайд 5
Истоки авторской песни
Уже в IX веке в Исландии
существовала поэзия скальдов. В X-XV веках миннезингеры, мейстерзингеры и
трубадуры оставили записи своих стихов и нотных знаков. В крупных городах средневековой Германии появляются своеобразные клубы, где ремесленники исполняют свои собственные сочинения.
Слайд 6
Истоки авторской песни
В 1157 году в Киеве появилась
пергаментная книга-песенник, где над строками кириллицы были воспроизведены музыкальные
знаки. 1187 год – дата создания знаменитого «Слова о полку Игореве», написанного в ритмически – напевной форме. В XVI веке появился стихирарь «Творения Царя Иоанна, деспота Московского», в котором тексты и музыка написаны собственноручно Иваном Грозным.
Слайд 7
История развития авторской песни на современном этапе
Авторская или,
как называли ее сами создатели, самодеятельная песня зародилась в
конце 50-х в Московском государственном педагогическом институте, где одновременно учились и писали свои песни-стихи Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, центральная фигура ранней авторской песни.
Юрий Визбор
Слайд 8
История развития авторской песни на современном этапе
Расцвет авторской
песни пришелся на 60-70-е годы. Наравне с именами уже
известных авторов зазвучали песни В. Высоцкого, А. Дольского, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Суханова, В. Долиной, Ю. Лореса и других.
Александр Дольский
Слайд 9
История развития авторской песни на современном этапе
В последние
годы появились имена многих талантливых авторов, чьи песни, возможно,
тоже станут классикой:
Г. Хомчик, В. и В. Мищуки, М. Коноплев, Н. Муратова, А. Софронов и другие.
Галина Хомчик
Слайд 10
Основные мотивы авторской песни
Лирический герой авторской песни –
это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь
то геолог, турист или строитель новых городов. Его мир - это горы, тайга, нехоженые пространства. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.
Слайд 11
Основные мотивы авторской песни
Слайд 12
Александр Аркадьевич Галич был очень талантлив: актер, певец,
прозаик, драматург, киносценарист.
Стал неугоден власти из – за
своих остросатирических песен.
Он критиковал социальные устои общества. Вынужден был эмигрировать в Париж.
Слайд 13
Булат Шалвович Окуджава продолжил традиции XIX века- дух
декабристов, когда честь и достоинство были превыше всего. Главные
темы его творчества – Любовь, Вера, Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости
Слайд 14
Владимир Высоцкий
и после смерти продолжает своим творчеством
оказывать влияние на развитие бардовской песни.
Его по праву
называют
«сердцем» авторской песни.
Слайд 15
Ю.М. Визбор родился в Москве, на Сретенке, учился
в МГПИ, где ему было суждено стать основоположником своеобразной
школы туристической и студенческой песни. Был одним из тех, кто основал радиостанцию “Юность”, выпустил звуковой журнал “Кругозор”. А такого вида радиожурналистики, как песни-репортажи, до него не существовало.
Слайд 16
Юлий Черсанович Ким окончил историко- филологический факультет Московского
гос. педагогического института им. В.И.Ленина (1959), преподаватель русского языка,
литературы, истории и обществоведения. В 1968 оставил педагогическую деятельность и профессионально занимается сочинением пьес и песен для театра и кино. Играет на 7-струнной гитаре, которая давно превратилась в шестиструнную, но со строем таким же, как и у Окуджавы. Песни пишет с 1955-56 г. на свои стихи.