Слайд 2
Детство и юность
Высоцкий Владимир Семёнович (1938-1980), русский поэт,
певец, прозаик, актер театра и кино. Родился 25 января
1938 в Москве. Раннее детство провел в московской коммунальной квартире. Два года жил с матерью в эвакуации на Урале, в 1947-1949 с отцом-военнослужащим и его второй женой жил в г.Эберсвальде (Германия), затем снова в Москве, в Большом Каретном переулке. По окончании школы некоторое время учился в Инженерно-строительном институте, но вскоре его оставил и поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, которую окончил в 1960.
Слайд 3
Родители
Отец — Семён Владимирович Высоцкий (1915—1996) — уроженец
Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более
чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Прага, полковник.
Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003). Зaкончилa Московский институт инострaнных языков, рaботaлa переводчиком-референтом немецкого языкa в инострaнном отделе ВЦСПС, зaтем гидом в «Интуристе». В первые годы войны служилa в бюро трaнскрипции при Глaвном упрaвлении геодезии и кaртогрaфии МВД СССР. Зaкончилa трудовую деятельность нaчaльником бюро технической документaции в НИИхиммaше.
После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене, армянке по национальности — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урождённая Мартиросова) (1918—1988 гг.), которую сам Высоцкий называл «мама Женя». В 1947 — 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.
В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы № 186
Слайд 4
Учёба
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме
учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году
закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл. Одна из красивых легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…»
Слайд 5
Любовь и семья
Во время учёбы в Школе-студии МХАТ
им. В.И. Немировича-Данченко на первом курсе В.Высоцкий познакомился с
Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года.
В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году).От этого брака родились 2 сына – Аркадий и Никита.
В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).
Слайд 6
Владимир и Марина
Встреча на Таганке
Закованный в цепи, он
притягивал к себе внимание всего зала, рвался, кричал голосом,
похожим на раскаты грома, он — Высоцкий, гениальный актер и подпольный поэт, играл одно из своих самых оглушительных воплощений в театре на Таганке, роль Хлопуши в спектакле «Пугачев». В партере, среди зрителей, сидела знаменитая французская актриса русского происхождения, Марина Влади. О потрясающем русском актере и барде Высоцком она была много наслышана и, приехав в Россию в 1967 году, специально пришла на спектакль с его участием. Мощь его игры потрясла ее. Она вспомнила о двух своих бывших мужьях, хоризматичных мужчинах, но ей всегда в них чего-то не хватало.
Каково же было ее удивление, когда она обнаружила себя сидящей за заставленным яствами столом в ресторане после спектакля, в окружении восхищенной публики, ловящей каждое ее русское слово. В подошедшем к столику невзрачном человеке она не сразу признала ту яркую личность, блиставшую на сцене в оковах. В обычной жизни Владимир оказался ниже ростом, скромно и как-то неряшливо одет, на уставшем лице блестели лишь глаза, выдававшие его мощный потенциал. Весь вечер он не сводил с актрисы взгляда, сказал, что «Колдунья» потрясла его, как и многих других мужчин. А потом взял Марину за руку и признался в любви.
Пристрастие Владимира к алкоголю Марина заметила еще в первые дни знакомства. Он запивал свою неуверенность, свой непризнанный статус поэта, стихи которого так и не были официально опубликованы при его жизни. Он пил, чтобы жить, при этом умирая, каждый раз сгорал на сцене в буре собственных эмоций и сам же страдал от бешеного ритма своей жизни. Марина поначалу приняла на себя роль спасительницы, она привозила его из квартир, где он с так называемыми друзьями напивался до беспробудного состояния, заставляла врачей бороться за каждый его вздох, когда они отказывались от бесперспективного больного. Позже она осознала, что исход этой борьбы предрешен — Высоцкий сам сводил себя в могилу.
Слайд 8
Творчество
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен
и поэму для детей (в двух частях), в общей
сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.
Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и другие).
Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».
Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.
Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде).
Большую известность Высоцкий получил за «песни на надрыве» — такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки».
Также он отличался нетрадиционной манерой пения — тянул не только гласные, но и согласные.
Слайд 9
Творчество
Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных
людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего,
узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр.
Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия.
Современники отмечают, что всё, что написано Высоцким читается так, словно это писал профессионально врач или летчик, больной или военный, альпинист или спортсмен.
Наверное, у каждого человека, знакомство с творчеством В. Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть стихи или песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.
Слайд 10
Театр
При жизни В. Высоцкого часто не замечали и
не видели, а он сам своё поэтическое и песенное
творчество, наряду с работой в театре и кино, сделал главным делом своей жизни. Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.
В театре на Таганке В. Высоцкий сыграл роли:
Гамлета У. Шекспира
Галилея «Жизнь Галилея» Б. Брехта
Лопахин «Вишнёвый сад» А.П. Чехова
Слайд 11
Кино
В. Высоцкий снялся более чем в 30 фильмах
Фильмография:
1959
— Сверстницы — Петя
1962 — 713-й просит посадку —
Солдат морской пехоты
1962 — Карьера Димы Горина — Софрон
1962 — Увольнение на берег — Пётр, друг Валежникова
1962 — Штрафной удар — Юрий Никулин
1963 — Живые и мёртвые — весёлый солдат
1965 — Наш дом — Механик
1965 — На завтрашней улице — Пётр Маркин
1965 — Стряпуха — Андрей Пчелка
1966 — Вертикаль — Володя (также исполняет песни)
1966 — Я родом из детства — капитан-танкист Володя
1967 — Короткие встречи — Максим
1967 — Война под крышами — полицай на свадьбе
1968 — Интервенция — Мишель Воронов/Евгений Бродский (также исполняет песни)
1968 — Служили два товарища — Брусенцов
1968 — Хозяин тайги — Рябой (также исполняет песни)
1969 — Опасные гастроли — Жорж, Николай
1969 — Белый взрыв — Капитан
1972 — Четвёртый — Он
1973 — Плохой хороший человек — Фон Корен
1974 — Единственная дорога — Солодов
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — Билл Сигер (также исполняет песни)
1975 — Знаки зодиака (сценарий, музыка)
1975 — Единственная — Борис Ильич
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Ганнибал
1977 — Их двое («Мафильм», Венгрия)
1979 — Место встречи изменить нельзя — капитан Жеглов
1979 — Маленькие трагедии — Дон Гуан
Слайд 12
Творческое наследие
Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало
загадок. Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей
культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.
Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.
«Досадно мне, что слово «честь» забыто...»
Слайд 13
Пагубные пристрастия
Марина и Владимир сражались с… самим Высоцким,
его пагубными пристрастиями, той стороной его личности, которая влекла
его к краю пропасти.
В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади вспоминае
Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле»
Утверждается, что Владимир Высоцкий страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет; из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда; и если не сами врачи таким образом «подсадили» Высоцкого на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали способ «лечения» от алкоголизма: в конце 1970-х годов на смену алкоголю пришёл морфий, при этом дозы постоянно увеличивались.
По словам Марины Влади попытки лечения не давали результатов, и, как утверждает В. Перевозчиков, в начале 1980 года Владимир Высоцкий был уже обречён: ему предсказывали скорую смерть либо от передозировки наркотиков, либо от «ломки» (абстиненции). Ровно за год до смерти, в июле 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил клиническую смерть во время гастролей театра в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра по словам всё того же Перевозчикова вновь возникли проблемы с приобретением наркотико.
Слайд 14
Смерть
Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве
летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме
двух сообщений в «Вечерней Москве» (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете «Советская культура» (и, возможно уже после похорон, — статья памяти Высоцкого в «Советской России») в советских средствах массовой информации практически не печаталось. Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты назад его не сдал — каждый хранит его у себя как реликвию.
28 июля 1980 года Владимир Семёнович был похоронен на Ваганьковском кладбище. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва — стадионы стояли полупустые. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала : « Я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»
Слайд 15
Память
Несмотря на жёсткие ограничения, существовавшие при жизни Высоцкого,
и значительный уже срок, прошедший после его смерти, популярность
Высоцкого была и остается по сей день феноменальной. Это обусловливается человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов. Не случайно по итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2009—2010 гг. на тему «Кого вы считаете русскими кумирами ХХ века», Высоцкий занял второе место (31 % опрошенных), уступив только Юрию Гагарину (35 % опрошенных) и значительно опередив остальных писателей (Л. Н. Толстой — 17 %, А. И. Солженицын — 14 %).
После смерти В. С. Высоцкого, в 1987 году ему была присуждена Государственная премия СССР, за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
Во многих городах России созданы музеи и поставлены памятники В. Высоцкому / Москва, Сочи, Одесса, Новосибирск, Барнаул, Калининград, Самара, Барнаул
Слайд 16
Память
На территории Университета Норт-Вестерн, на берегу озера Мичиган
установлен камень с надписью. Возле него ежегодно в день
поминовения Высоцкого (годовщина его смерти) собираются с гитарами любители его песен.
Ежегодно в Москве проводятся мероприятие, посвящённое дню рождения В. Высоцкого «Своя колея»
Сын В.С. Высоцкого – Никита делает большую работу по популяризации творчества своего отца.
Слайд 17
Спасибо, что живой
ПоследнееВысоцкий. Спасибо, что живой
Режиссер: Петр Буслов
Сценарист:
Никита Высоцкий
Оператор: Игорь Гринякин
Художник: Анна Лазарева
Продюсеры: Анатолий Максимов, Константин
Эрнст, Никита Высоцкий, Михаэль Шлихт, Пол Хет, Алексей Кублицкий, Станислав Довжик
Производство: "Дирекция кино", "Монументал пикчерс"
Год: 2011
Премьера: 1 декабря 2011, 25 января 2013 (Первый канал)
Актеры: Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Иван Ургант, Дмитрий Астрахан
Жанр: биография, драма
В фильме разыграна остросюжетная драма по мотивам реальных событий, охватывающая пять дней из жизни легендарного актера театра и кино, трибуна и поэта Владимира Высоцкого. События происходят летом 1979 года во время концертного турне по Узбекистану, в Бухаре, за год до преждевременной смерти Высоцкого. КГБ плетет заговор, чтобы разом покончить с карьерой народного любимца. Тот балансирует на грани между жизнью и смертью - у Высоцкого случается сердечный приступ, и он переживает клиническую смерть. Провидение, впрочем, распорядилось по-своему с несгибаемым вольнодумцем и его коварными преследователями.
Слайд 18
Я, конечно, вернусь!
И снизу лед, и сверху -
маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно,
всплыть и не терять надежду!
А там - за дело в ожиданьи виз.
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним.
Последние стихи В.С. Высоцкий написал
за 5 дней до смерти…