Слайд 2
«Только правдивое – прекрасно» - кредо
Ф.И. Шаляпина
Слайд 3
Штрихи биографии
Фёдор Шаляпин родился 13 февраля 1873 г. в Казани
в крестьянской семье.
Отец, Иван Яковлевич, работал писцом, а мать,
Авдотья Михайловна, надрывалась на поденщине, чтобы прокормить сыновей. Часто питались объедками.
Родители рано отдали Федю учиться ремеслу сапожника и токаря.
Федор пел в церковном хоре и любил посещать балаган, где выступал скоморох Яшка и мечтал «стать как он».
Ф.И.Шаляпин у флигеля дома Лисицыных в Казани, где он родился. Фото 1912г. Дом не сохранился
Слайд 4
На пути к сцене
В 12 лет мальчик впервые
попал в театр и понял, что театр - это
несравненно интереснее балагана.
В казанском увеселительном хоре Серебрякова произошла его встреча с М. Горьким, которого в хор приняли, а Шаляпина нет. Позже они подружатся на всю жизнь.
В 17 лет Фёдора взяли в труппу уфимской оперетки, где он впервые спел сольную партию. Ради сцены юноша был готов по указанию режиссера заживо сгореть на этой самой сцене. Начались годы скитания с различными театральными труппами по России.
Слайд 5
На пути к сцене
Странствования привели Фёдора в Тифлис.
Увидев в дверях оборванца, профессор пения Усатов не пришёл
в восторг, но услышав голос Шаляпина, стал учить его пению и хорошим манерам.
Затем была работа в Москве, а в 1895 г. Шаляпин был принят в Мариинский театр, где с успехом дебютировал в роли Мефистофеля (опера «Фауст»)
Слайд 6
В опере С.Мамонтова
В 1896 г. Савва Мамонтов пригласил
Шаляпина в Московскую частную оперу, где во всей полноте
раскрылся талант певца. За годы работы в этом театре им создана галерея незабываемых образов русских опер:
Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова. Шаляпин вспоминал: «…Кто-то сказал мне, что у инженера Чоколова есть портрет Грозного работы В. Васнецова. Кажется, этот портрет и до сих пор неизвестен широкой публике. Он произвёл на меня большое впечатление...»
Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского.
Слайд 7
На пути к совершенству
Когда Шаляпин репетировал роль Фарлафа
в опере Глинки «Руслан и Людмила», Васнецов сделал для
него эскиз костюма и грима.
Общение с лучшими художниками России давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа.
Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда ещё начинающим дирижёром и композитором С. Рахманиновым, посвятившем певцу романсы: «Судьба», «Ты знал его» .
Слайд 8
На пути к славе
В мамонтовском театре Шаляпин встретил,
а затем женился на итальянской балерине Иоле Торнаги. В
первом браке родилось 6 детей.
Шаляпин стал Народным артистом Республики, ведущим солистом Большого и Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролировал за рубежом. НО!
Из американских гастролей 1921г. певец не вернулся, оставшись там со второй женой Марией. Во втором браке у него было 3 детей.
Слайд 9
В последний путь
Весной 1937г. у Шаляпина обнаружили лейкоз,
а 12 апреля 1938 года он скончался в Париже
на руках жены в возрасте 65лет.
До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином – он не принял иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось, прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище.
Слайд 10
О творчестве
Его высокий бас, поставленный от природы, с
бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей
палитрой вокальных интонаций. «…Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний...» – говорил Шаляпин.
Певца привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы. В репертуаре Шаляпина было около 70 оперных партий.
Слайд 11
О творчестве
Велик был Шаляпин и в камерно ‑
вокальном исполнительстве. Он создал своеобразный «театр романса». Его репертуар
включал до 400 песен, романсов и произведений других жанров. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского‑Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из‑за острова на стрежень», «Вдоль по Питерской».
Слайд 12
Что нового мы узнали на уроке?
Почему, на ваш
взгляд урок носит название «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»?
Что
особенно запомнилось из биографических зарисовок о великом певце?
Рассмотрите фото и определите роли оперных персонажей Ф. Шаляпина.
Чем песня в опере отличается от песни как самостоятельного жанра?