Русский, советский композитор и музыкальный деятель.Родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.Детство будущего композитора прошло в родном городе.
он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле
и на балалайкеС 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда.
Слайд 4 В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров
П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича. В эти годы (1936-1941)
он сочиняет романсы В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М.Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.
Слайд 5 Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея
Есенина" (1955).
Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное
- поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы.
Слайд 6 в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего
армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением
сочинять романсыв 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса (1955). Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская".
Слайд 7 Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея
Есенина" (1955). Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное
- поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал. К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского (1959), за которую композитору присуждена Ленинская премия.
Слайд 8 В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается
стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно
обращается при этом к образам русской старины. В кантате "Курские песниВ кантате "Курские песни" (1962) композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее грустной доле и душевной красоте.