Слайд 2
Цели и задачи:
сформировать первоначальные знания по хоровому искусству
(основные понятия, история развития),
вызвать интерес к занятиям хоровым исполнительством,
создать
благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия в коллективе, самовыражения подростка доступными средствами хорового искусства .
Слайд 3
Основные понятия
Хор (др.-греч. χορός — толпа) — пе́вческий
коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих
голосов.
Руководитель хора - дирижёр или хормейстер. Руководитель церковного хора - регент.
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella
Хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.
Слайд 4
Основные понятия
В зависимости от пола и возраста певцов,
хоры можно классифицировать так:
смешанный хор (наиболее распространенный тип хора)
— состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов.
мужской хор — состоит из теноров и басов;
женский хор — состоит из сопрано и альтов;
детский хор
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического оперно-концертного тона;
народные хоры — поющие в народной манере
Слайд 5
Основные понятия
Эстетическая природа хорового искусства
Влияние хорового пения
на развитие умственных способностей и здоровья исполнителей
Коллективная основа хорового
пения
Слайд 6
Древнее происхождение хорового исполнительства
Вокальная музыка и хоровое пение
- самые древние формы музыкального исполнительства в истории искусства.
На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.
Слайд 7
Основная сфера деятельности
профессиональных певцов
и
хоров в Египте эпохи Древнего
царства
(2800-2250 до н.э.) - участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.
Появление хейрономии – способа управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы.
Древний Египет
Слайд 8
Древняя Греция
Традиция ансамблевого хорового пения и развитие театральных
представлений -древнегреческой трагедии.
Участие Хоров (мужские, женские и детские)
в проведении Олимпийских и Пифийских игр (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона).
Древнегреческие философы об идеях эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства
Слайд 9
хоровое искусство
средневековой эпохи
Связь хорового искусства средневековой
эпохи с религией и церковью
Средоточие профессионального певческого искусства
в монастырях
Идеи средневековой эстетики: хоровое пение способно сплачивать людей,
примирять, соединять враждующих
Григорианские хоралы–песнопения,
сопровождающие богослужения
в храмах (унисонное пение мужского
хора).
Слайд 10
Возрождение
Основа хоровой музыки Возрождения - церковные жанры
мессы и мотета
Появление светской хоровой музыки
Создание консерватории.
Развитие детского хорового исполнительского творчества в певческих школах при католических храмах.
Развитие хорового искусства в творчестве композиторов XVI –XVIII веков: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.
Слайд 11
Основные направления развития русской хоровой культуры
профессиональное церковно-певческое
искусство
народно-песенное искусство
Слайд 12
профессиональное церковно-певческое искусство
В Х веке хоровое пение -
обязательная часть существовавшего в то время общего образования на
Руси
Хоровая культура в России неразрывно связана с церковью.
Развитие ранних форм церковной музыки под влиянием народной песни
Слайд 13
профессиональное хоровое пение
Профессиональное хоровое исполнительство активно развивается
в период Московской Руси.
Во второй половине XV века
создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки (от них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла).
С конца XVI века существовал хор патриарших певчих (предшественник Московского синодального хора).
Первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.
В середине XVII века появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии: крепостная хоровая капелла графа Шереметева, Капелла князя Ю.Н.Голицына
XIX век - появление хоров в различных учебных учреждениях: хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, при консерватории и др
Слайд 14
народные профессиональные хоры
Организатор и руководитель первого профессионального
народного хора - крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов
(1809-1881).
Цыганское хоровое исполнение
Слайд 15
ХIХ век – расцвет хорового исполнительства в России
Роль русских композиторов в развитии хорового искусства.
Композиторы XVIII века:
Д.С.Бортнянский и М.С.Березовский
Композиторы XIX века: М.И.Глинка, Н.А. Римского-Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский
Слайд 16
Хоровая культура России после 1917 года
новые формы
и виды профессионального хорового исполнения: ансамбли песни, хоровая капелла
хоровая самодеятельность
детская хоровая исполнительская культура
Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов
– создание камерных хоров.
Слайд 17
Вопросы по теме
Как переводится слово «хор»?
Какие разновидности хора
вы знаете в зависимости от возраста, диапазона голосов, манеры
исполнения?
Где появился прообраз дирижера и как называлась система дирижирования?
С какими играми и жанрами был связан хор в Древней Греции?
Назовите первые государственные профессиональные хоры на Руси?
Какие современные хоровые коллективы вы знаете?
Хотели бы Вы продолжить занятия хоровым искусством?