Слайд 2
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными
формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит все
больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями.
Цель занятий – способствовать снятию у детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки. Развивать умение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. Учить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. Развивать творческое воображение, умение самостоятельно находить выразительные позы и движения.
Использую элементы логоритмики, элементарного музицирования.
Слайд 3
Кинезитерапия
Лечебная ритмика
Логопедическая ритмика
Слайд 4
Лечение посредством движения предполагает использование всех его видов
и форм в качестве лечебного фактора. Болгарские ученые Л.
Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия» — как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека.
Частью кинезитерапии является лечебная ритмика. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях. Составным звеном ее является логопедическая ритмика.
Слайд 5
Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значении слова
как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии.
Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является лишь дополнением к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии.
А. Розенталь считает, что логоритмика — новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова.
Слайд 6
Каждое движение совершается в определенном ритме.
Понятие ритм
имеет широкое распространение и применяется по отношению к стихотворению,
прозе, сердцу, дыханию, природе, работе и т.д.
Ритм выступает и как некая универсальная космическая категория. «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма», — писал Э. Жак-Далькроз.
Слайд 8
Обязательным условием ритмической группировки, а следовательно, и ритма
вообще, является наличие акцентов, т.е. более сильных и выделяющихся
в каком-либо отношении раздражений. Без акцентов нет ритма.
Таким образом, ритм есть закономерное расчленение временной последовательности раздражении на группы, объединяемые вокруг акцентов.
Слайд 9
В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythmikos — относящийся
к ритму, равномерный, размеренный) — это система физических упражнений,
построенная на связи движений с музыкой.
Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте.
Слайд 11
Ритмика способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального
слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой,
танцами, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения.
На занятиях ритмикой используются прыжки, игровые упражнения, бег, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.
Слайд 13
Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную
природу и сопровождается моторными реакциями.
Слайд 15
Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали
многие исследователи.
Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического
воспитания:
выявить ритмические рефлексы,
приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные),
установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка,
умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей,
урегулировать неправильные и лишние движения.
Слайд 16
В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние
на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует
тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Слайд 18
Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова считали, что логопедическая ритмика
развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную,
слуховую, моторную, логическую, комплексную).
Слайд 19
О необходимости применения логопедической ритмики в процессе коррекции
речи людей писали В.А Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова,
Д.С. Озерецковский, Ю.А. Флоренская.
Они подчеркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на различные болезненные отклонения в психофизической сфере индивида, указывали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Слайд 21
Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания,
поскольку музыка оказывает влияние на качество исполнения движений: улучшаются
их выразительность, ритмичность, четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.
Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность и в тоже время содействует их непринужденности.
Слайд 22
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие
слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить
свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения.
Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Слайд 24
Э. Жак-Далькроз
В образовании и развитии чувства ритма участвует
все наше тело.
Чувство ритма развивается путем ритмических упражнений.
Ритмическая гимнастика,
вводя движения в строго определенные рамки пространства и времени, излечивает нервы.
Деятельность мускулов, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга.
Слайд 25
К. Орф
Хлопки
Шлепки
Щелкание пальцами
Притопы
Слайд 26
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору «Шульверка»
Карла Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по
бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.
Слайд 27
Идея использовать в элементарном музицировании «инструменты», которые даны
человеку самой природой, была «заимствована» К. Орфом у неевропейских
(африканских, австралийских, индонезийских) народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, так как подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре.
Слайд 28
Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоение
ритма, что крайне важно для эффективного развития чувства ритма.
Осознанное понимание моторной природы ритмического чувства человека открывает методически верный путь к его естественному и качественному развитию.
Звучащие жесты – это также и воспитание тембрового слуха в сочетании с движением, развитием координации и реакции.
Слайд 30
Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на
определенном этапе «переносить» на инструменты.
Шумовые инструменты из самого простого
материала, их создание и музицирование дают детям огромный положительный заряд.
В конце занятия инструменты прячут за ширму, и дети по звуку определяют инструмент и описывают звук.
Слайд 34
Речевые упражнения
рассматриваются как музыкальные упражнения в самом прямом
значении этого слова.
Речевые упражнения не только развивают ритм, но
и голос.
Все ритмы выполняются в хлопках или притопах вместе с произнесением текста, а в конечном счете – без текста.
Слайд 36
Ритмизация заданных текстов
…различные поговорки, считалки, дразнилки, словесные сочетания
и т.п. Если один из учеников нашел какое-либо ритмическое
решение, все остальные должны тотчас же подхватить этот ритм и проговорить его. Ритмическая поговорка может быть затем спета в двух-, трех-, а затем и в пятиступенном звукоряде.
Слайд 37
Наряду с речевыми упражнениями следует и без слов
(в хлопках, притопах, шлепках) ритмизировать заданные тексты; в представлении
слова должны, конечно, звучать, в исполнении же проявляться только как ритмы хлопков, притопов и шлепков.