Слайд 5
Барабан -тумыр У многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев,
карел, финнов, удмуртов и др.) как национальный музыкальный инструмент
барабан вообще не зафиксирован (у эстонцев барабан представлен как весьма позднее заимствованное явление). У мари барабан – это уже настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тÿмыр употребляется в дуэте с шÿвыр. Самостоятельно же тÿмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников ит.д.).
Слайд 7
Гусли- кусле Как божественный инструмент, кÿсле всегда был
неотъемлемой частью атрибутики древнейших народных культов. Многие языческие моления
в священных рощах (ото, кÿсо, кÿсото) в качестве непременного ритуала включили и игру на кусле, поэтому инструмент практически был распространен повсеместно среди мари. Ритуальная игра на кÿсле всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность. Издавна исполнение на кÿсле считалось привилегией мужчин – на них играли многие знаменитые предводители, знатные в народе люди. Но постепенно инструмент становится «достоянием» женских рук.
термина восходит к слову шÿвыроҥ, что означает пузырь (мочевой)
какого-либо животного, который служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента. Шÿвыр состоит из пяти основных частей: шÿвырпу или челык (деревянная колодка), шÿвыр йытыр (игровые трубки две), чырлык или чытлык (пищики два), шÿвыр пуч (раструб), шÿвыроҥ (пузырь (воздушный резервуар).
Слайд 13
Свирель - шиалтыш марийский свистковый музыкальный
инструмент, по-русски называется свирель. Это народное слово, а литературно-профессиональное
название ее - продольная флейта. Марийская свирель - это усовершенствованная ивовая свирель, о которой говорилось выше. Усовершенствование заключается в том, что на поверхности инструмента появились шесть боковых отверстий.