Слайд 2
Введение
Термин Средневековье:
3 столпа Западноевропейского Средневековья
Слайд 3
Месса
Ме́сса (итал. messa, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви.
Согласно одной версии
оно связано с глаголом лат. mittere — «отпускать» и первоначально означало «отпуст»,
а затем распространилось на всю литургическую службу.
Согласно второй гипотезе, оно восходит к латинскому лат. missio — «миссия, послание».
Слайд 4
Формирование службы
Чинопоследование римской мессы сложилось в первые века
нашей эры.
Примерно с IV века для Западной Церкви
стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».
Слайд 5
Формирование лекционариев
Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться
целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был
создан лекционарий - богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного писания, расположенных согласно порядку церковного года и применяемая во время богослужений для библейских чтений Литургии слова. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III - VIII векам, предшественниками полноценных лекционариев были лекционарные заметки на полях манускриптов священного писания.
Лекционарии создавались в рамках различных литургических традиций: так, например, в доиконоборческий период византийского обряда
использовались иерусалимский и константинопольский лекционарии.
Слайд 6
Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала
принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префаации и т. д.).
Потом получил свою книгу
и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» = антифонарий ["responsalis", «sequentialis»]).
Слайд 7
Зарождение сакраментариев
(IV-V вв.)
Амвросий Медиоланский (миланский епископ, проповедник и
гимнограф, 340-397 гг.)
в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De
sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы.
Постепенно из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Гиласия и Григория. Авторство всех трех не доказано.
Слайд 8
Сакраментарий Льва (V-VII вв.)
Лев I Великий - папа
римский 440-461 гг.
«Sacramentarium Leonianum» - сохранился в манускрипте VII века в капитулярной
библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви определенного диоцеза (церковно-административной единицы), но не включавшие канон.
Слайд 9
Сакраментарий Геласия (V-VIII вв.)
Геласий I – папа римский,
492-496.
считается древнейшим римским миссалом, более полный по сравнению
с сакраментарием
Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных (посвятительных) месс.
Праздники расположены в соответствии с литургическим годом.
Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.
Слайд 10
Сакраментарий Григория (VII в.)
Григорий I Великий –
папа Римский, 590-604.
Провел мощную реформа разных аспектов службы.
Число
изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллекта, секрета и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur».
! был создан знаменитый григорианский хорал
Слайд 11
VIII век
Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних,
из которых основной — Адриановский (создан Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В
стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы.
Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г.
«Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.
Слайд 12
Тридентская месса (XVI в.)
Миссал Пия V был приведён
в соответствие с требованиями Тридентского собора (1545) и стал называться «Missale
Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса.
Слайд 13
Адриан Фортескье (1912) о
… справедливая и разумная
критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было
в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V
Слайд 14
Переход к композиторскому творчеству
Первая авторская месса на полный
текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre
Dame) — ок. 1350 года.
4-х-голосная (григорианика - одноголосная).
Слайд 15
Структура Тридентской мессы
(missa ordinarium)
1) Kyrie eleison (Господи,
помилуй),
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в
вышних богу),
3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен грядущий во имя бога),
5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi - Агнец божий, взявший на себя грехи мира).
Слайд 16
Как формировалась
по-видимому, ранее всего возникло Sanctus,
затем Kyrie,
Gloria,
Agnus Dei,
Credo.
Слайд 17
Missa proprium
- песнопения, посвященные определённым воскресным и праздничным
дням.
Состав этих песнопений зависит от того, в какой
день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется.
Слайд 18
Части Missa proprium
1) Introitus (Antiphone ad introitum) -
антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к
алтарю (introitus - букв. вступление, вход),
2) Graduate (Responsorium graduale),
3) Alleluja (временами вместо этого песнопения вводится Tractus или секвенция),
4) Offertorium (Antiphone ad Offertorium),
5) Communiо (Antiphonа ad communionem) - песнопение, исполняющееся во время причастия (communio - букв. соучастие, общность).
Имеют более древнее происхождение и восходят к псалмам.
Слайд 19
Слово и музыка
Изначально служба распевно читалась.
Всегда на
латинском языке. Постепенно музыкальное начало усилится, но будет использоваться
пение было двух типов:
Псалмодическое (речитатив) и
Гимническое, отличавшееся мелодически-распевным характером.
Общей муз. основой мессы в ср. века служил григорианский хорал
Слайд 20
Сакральное и мирское в Средневековой культуре
Слайд 21
Вопросы по Сапонову
Какие непонятные термины вы встретили?
Зачем
Сапонов начинает Введение с сетований Готье де Куанси?
По
группам: сформулируйте основные тезисы Введения и структуру аргументов (методологические аспекты).
Слайд 22
(Введение, с. 18). Согласны ли Вы с подобным
утверждением?
Ваши аргументы (в опоре на Сапонова, если согласны,
или собственные, если не согласны).
Слайд 23
Что такое менестрельная и опусная культура? Чем отличаются?
Каковы отличительные особенности устного музыкально-поэтического профессионализма?
Что такое «видас»?
Что такое полифония?
Слайд 24
Игрецы Средневековья
Кто такие шпильманы?
Менестрели?
Труверы?
Жонглеры? (цит.
со с. 40-43)
Скоморохи? (с. 108)
Смысловое поле слова тробар (тробэр)
и трубадур?
Когда появляется слово «композитор»? (с. 54-56)
На какие века приходится расцвет менестрельной культуры?
Как одевались менестрели?
Слайд 26
Особенности музыкальной коммуникации
Синтетичность (совмещение в одном лице творца-импровизатора-исполнителя-актера-режиссера-продюссера)
Особое
взаимодействие единичной памяти исполнителя – с общей памятью публики.
Слайд 28
Инструментарий
Какие музыкальные инструменты использовали менестрели? - с. 75
На
какие группы Средневековье делит музыкальные инструменты? (с. 76-78)