Слайд 2
Оперетта – это музыкально театральный жанр. Само слово
«оперетта» в переводе с итальянского языка означает «маленькая опера».
Уже из перевода становится понятно, что от обычной оперы оперетта практически не отличается. Это такое же сочетание вокальной и инструментальной музыки и театрального представления.
Оперетта носит легкий, развлекательный характер, она никогда не может быть трагедией, чаще всего оперетта - это пародия. Хоть в оперетте присутствуют арии, дуэты, сцены хора и сольные партии отдельных инструментов, исполняют они несложные партии, чаще всего танцевального или песенного характера.
Слайд 3
Главное отличие оперетты от оперы – танец. Если
в опере мы никогда не сможем увидеть танец, то
в оперетте каждое действие обязательно должно заканчиваться танцем. Как правило, кордебалет (группа танцоров) показывает самый популярный танец своего времени, таким образом, можно сразу определить в какое время и в какой стране была написана оперетта. Еще одно отличие маленькой оперы от ее «старшей сестры» - все вокальные партии написаны в песенно-куплетном жанре. Это связано с развлекательным характером оперетты, куплетные песни гораздо легче воспринимаются слушателями.
Имре Кальман «Принцесса цирка»
http://www.youtube.com/watch?v=wpumAM77iJ8&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=0eKi_k8y0ik&feature=relmfu
http://www.youtube.com/watch?v=xGYvaXu0fD4
Жак Оффенбах «Орфей в аду» Канкан
http://www.youtube.com/watch?v=q8uesMKJTow
Слайд 4
Жак Оффенбах
Иоганн Штраус
Имре Кальман
Знаменитые создатели оперетт
Слайд 5
"Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в
котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет,
как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.
Мюзикл — постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссёром-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению.
Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров.
При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.
Слайд 6
"Моя прекрасная леди"
Самые известные мюзиклы
Фредерик Лоу
http://www.youtube.com/watch?v=YEcX9gNVg1U
http://www.youtube.com/watch?v=h_Sj9o7DWJU
http://www.youtube.com/watch?v=SDUaPgAcfb0&feature=related
Слайд 7
Шоу сразу же завоевало бешеную популярность, билеты на
него были распроданы на полгода вперед. Это оказалось для
создателей самой настоящей неожиданностью. В итоге на Бродвее представление давалось 2717 раз, а в Лондоне - 2281. Мюзикл был переведен на одиннадцать языков и прошел в более чем двадцати странах. "Моя прекрасная леди" получила наград "Тони". Всего было продано более 5 миллионов записей мюзикла с первоначальным бродвейским составом. В 1964 году на экраны вышел одноименный фильм, за право экранизировать мюзикл боссы Warner Brothers заплатили рекордные на тот момент 5,5 миллионов долларов. Элизу сыграла Одри Хепберн, а Рекс Харрисон стал ее партнером, перебравшись в кино с театральных подмостков. И успех фильма стал ошеломляющим - он был номинирован на 12 Оскаров и получил 8 из них. Мюзикл настолько любим зрителями, что его и сейчас можно посмотреть в Лондоне.
"Кошки“ Основой для этого популярного мюзикла послужил цикл детских стихов "Книга старого Опоссума о практичных кошках", . В сборнике рассказывалось с иронией о привычках и повадках кошках, но за этими чертами без труда угадывались человеческие черты. Стихи приглянулись Эндрю Ллойду Уэбберу, который на протяжении 70-х годов сочинял к ним неспешно музыку.
Слайд 8
http://www.youtube.com/watch?v=LI1DMZ6J_RM
Эндрю Ллойд Уэббер
Кошки
Слайд 9
И вот, к 1980 году, композитор собрал достаточно
материала, чтобы трансформировать его в мюзикл. Так как англичане
очень любят кошек, шоу у них просто таки было обречено на успех. В "Кошках" к артистам предъявлялись особые требования - мало было хорошо петь и четко говорить, надо было еще и быть очень пластичными. Актеры, с помощью сложного многослойного грима предстают в виде грациозных кошек. Мюзикл впервые предстал перед глазами публики 11 мая 1981 года в Лондоне, а на Бродвей попал спустя год. Всего было дано 6400 представлений, постановку увидело более 8 миллионов человек, а создатели смогли заработать около 136 миллионов фунтов стерлингов. Да и в Штатах мюзикл побил все возможные рекорды. Уже в 1997 году число представлений превысило 6100, что позволило назвать представление главным бродвейским долгожителем. В итоге за все время суммарное число зрителей в 30 странах превысило 50 миллионов, песни прозвучали на 14 языках, а общая сумма сборов составила 2,2 миллиарда долларов
Сотрудничество Сары Брайтмана и Эндрю Ллойд Веббера в "Кошках" привело к их свадьбе в 1984 году. Для супруги композитор и задумал создать новый мюзикл, коим и стал "Призрак оперы". Романтическая, но мрачная история рассказывает о живущем в подземелье под Парижской оперой загадочном существе со сверхъестественными способностями. Главная роль в постановке досталась, конечно же, Саре Брайтман. Премьера "Призрака оперы" состоялась 9 октября 1986 в Королевском театре, на ней присутствовали даже члены семьи Ее Величества. А в январе 1988 года состоялась и первая бродвейская постановка мюзикла. "Призрак оперы" стал вторым по длительности демонстрации мюзиклом за всю историю Бродвея, после "Кошек". В итоге только в Нью-Йорке шоу посмотрело около 11 миллионов человек. Мюзикл был поставлен в 18 странах, дано было около 65 тысяч представлений, там его посмотрело более чем 58 миллионов человек, а общее число зрителей по всему миру превысило уже 80 миллионов.
http://www.youtube.com/watch?v=bVU2oGQ4w_8
http://www.youtube.com/watch?NR=1&v=mON5dbdm63M&feature=endscreen
Слайд 12
В конце 60-х годов XX века начинается пересмотр
мюзикла как жанра. Ведь появляются новые музыкальные веяния и
течения - например, становится популярной рок-музыка. Итак, именно в это время зарождается такая разновидность мюзикла, как рок-опера (rock opera). Этот термин изобрёл Пит Тауншенд, лидер рок-группы The Who, выпустившей в 1969 году пластинку "Томми" (Tommy) и указавшей на её обложке в качестве жанра "Rock opera".
Проще говоря (языком Википедии), рок-опера - это "мюзикл, музыкально-сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов) в сочетании со стилистикой рока".
Итак, жанр усложняется, в связи с чем в 70-х годах сокращается количество постановок, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Одним из серьёзных переломных моментов стало написание рок-оперы "Иисус Христос суперзвезда" (Jesus Christ Superstar, 1971 год) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Именно на это гениальнейшее произведение с тех пор равняются многие авторы - отголоски "Суперзвезды" слышны почти в каждой рок-опере.
Слайд 13
"Иисус Христос - суперзвезда".
Музыка для произведения была написана легендарным Эндрю Ллойд Вебером. Здесь рок-музыка соединилась с классической историей, в текстах используется современная лексика, а вся история рассказывается исключительно с помощью песен. Все это сделало "Иисуса Христа - суперзвезду" суперхитом. Повествование идет о последних семи днях жизни Иисуса, которые проходят перед глазами Иуды Искариота, разочарованным учением Христа. Сюжет начинается с момента въезда Иисуса в Иерусалим и заканчивается казнью святого. В 1971 году мюзикл появился на Бродвее. Многие отмечают, что в постановке Иисус изображается в виде первого хиппи на планете. По мотивам произведения, как водится, был снят и художественный фильм. Оскар в 1973 году за лучшую музыку достался именно этому произведению. Фильм интересен не только отличной музыкой и вокалом, но и необычной трактовкой темы Иисуса. Этот мюзикл часто именуют также и рок-оперой, произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи. "Иисус Христос - суперзвезда" является актуальным и сегодня, он переведен на многие языки. Вот уже более 30 лет мюзикл ставится по всему свету - на сценах Австралии, Японии, Франции и Мексики, Чили и Германии, Великобритании и США.