Слайд 2
Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…
Вольфганг
Амадей
Моцарт
«Реквием»
Слайд 3
«Реквием»
— последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта — последнее,
незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал
перед самой смертью, — траурная заупокойная месса — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, — траурная заупокойная месса, написанная на латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер, тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
Слайд 4
История написания
Тяжелым выдался 1791 год. Моцарт страдал от
безденежья. Констанца ожидала ребенка и тяжело болела. Доктора настаивали
на ее поездке в Баден для лечения на минеральные воды.
Незадолго до отъезда Констанцы в дверь дома, где жил композитор, постучался незнакомец, одетый во все черное. Учтиво поклонившись, он сказал:
- Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица.
- Кого же именно? - спросил Моцарт.
- Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.
- Пусть будет так. Чего же он хочет?
Слайд 5
Он только что потерял близкого человека, память о
котором для него навеки останется драгоценной. Он желает каждый
год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием.
Реквием- произведение траурного характера для хора и солирующих голосов с сопровождением оркестра. Первоначально реквием был заупокойной мессой в католической церкви. Позднее реквием становится в основном концертным произведением.
Слайд 6
Моцарт согласился взяться за выполнение необычного заказа, но
не смог назвать срок его окончания.
- Вложите в это
дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, - сказал незнакомец и удалился.
Идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта.
Слайд 7
Он работал над Реквием с таким увлечением, как
и над лучшими своими операми. Он запечатлел в нем
всю глубину страданий и горя, которые приносит людям смерть близкого человека. Величавые, полные глубокого драматизма хоры чередуются в Реквиеме с нежными, лирическими просветленными эпизодами.
Состояние здоровья композитора становилось хуже.
- Видно, для самого себя пишу я этот Реквием, не раз говорил он жене и друзьям.
Слайд 8
Назначенный срок истек, а работа все еще не
была окончена Точно в указанный день таинственный незнакомец в
черном появился снова.
- Мне нужно еще месяц, - ответил Моцарт - произведение захватило меня больше, чем я думал, поэтому пришлось его расширить в гораздо большей степени, чем я сперва намеревался .
- В таком случае вам следует еще пятьдесят дукатов. Когда же партитура будет окончена, размер гонорара будет увеличен за то, что господин композитор был так скромен в своих требованиях.
Слайд 9
- Сударь, - удивился Моцарт, - да кто
же вы?
- Это не имеет никакого отношения к делу;
я вернусь через четыре недели, - последовал ответ.
Позже загадочная история с таинственным заказом объяснилась очень просто. Граф Франц фон Вильзег, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором. С этой целью он заказывал талантливым музыкантам различного рода композиции, переписывал их своей рукой и затем выдавал за свои собственные.
Слайд 10
Потеряв в 1791 году любимую жену, граф задумал
почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он
послал к Моцарту своего управляющего, который и вел переговоры с композитором. Желанием присвоить сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность, которой были обставлены переговоры. Как-то Моцарта зашли навестить друзья, они были потрясены болезненным видом композитора. Они уговорили Моцарта оставить на время работу и лечь в постель.
Слайд 11
Он согласился при одном условии: друзья сейчас же
исполнят для него готовые части Реквиема. Моцарт раздал каждому
его партию и сам решил принять участие: чуть слышным голосом исполнял партию альта.
Раздались звуки, полные тревоги и смятения перед грядущим. Горечь прощания с жизнью, гневный протест против собственной безвременной смерти породили эту волнующую мелодию, столь не похожую на обычную церковную музыку.
Слайд 12
Когда же трагическую музыку о "Дне гнева" сменило
нежное, скорбно-просветленное звучание одного из следующих хоров, композитор оказался
не в силах сдержать душившие его рыдания.
Волнение плохо подействовало на больного - у него усилился жар, начался бред. К вечеру, однако, сознание вернулось. Последние мысли умирающего были связаны с любимейшими его творениями: с "Волшебной флейтой" и неоконченным Реквиемом.
Слайд 13
В это время пришел его любимый ученик Зюсмайер.
Моцарт сейчас же потребовал рукопись Реквиема и стал делать
юноше не обходимые указания. Он поручал ему завершить изложение трех хоров и выполнить оркестровку, намеченную лишь эскизно.
К ночи больной снова потерял сознание. Дыхание становилось все реже. Около часу ночи Моцарт скончался.
Это было 5 декабря 1791 года.
Слайд 14
Погребение было назначено на следующий же день. В
доме не было ни гроша.
Как только стало известно о
кончине великого композитора поток людей хлынул к домику на окраине Вены, где в скромном рабочем кабинете рядом со старым клавесином лежало тело Моцарта. Безвременная смерть композитора глубоко потрясла современников. Распространилась молва об отравлении посредством медленно действующего яда. Однако для этих слухов не было серьезных оснований.
Слайд 15
Тело усопшего положили в гроб, наскоро
сколоченный из некрашеных сосновых досок, и отвезли к собору
святого Стефана, где состоялось короткое отпевание.
Отдельной могилы для Моцарта не приготовили. Седьмого декабря тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников.
Лишь много лет спустя была сделана попытка отыскать могилу, где покоились останки великого композитора.
Но... безрезультатно...
Ныне в самом начале венского кладбища можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет.
Слайд 16
Так современники проводили в последний путь одного из
самых выдающихся людей своей эпохи. Нужда, необеспеченность, постоянная тревога
о завтрашнем дне наряду с напряженной творческой работой были причиной безвременной смерти композитора, сгоревшего в самом расцвете гения, на тридцать шестом году жизни."
Слайд 17
Вольфганг Амадей Моцарт был похоронен на кладбище Святого Марка в Вене
Слайд 18
Dies Irae
Solvet saeclum in favilla.
Mors
stupebit et natura,
Cum resurget creatura.
"Und Dunkelheit wird sich erheben
zu
richten über Tod und Leben
Posaunen werden hell erklingen
Zum Throne Gottes uns zu zwingen."
Salva me, fons pietatis.
(перевод)
В золе развеет земное.
Смерть и рождение оцепенеет,
Когда восстанет творенье.
"И тьма поднимется,
Чтобы править над жизнью и смертью.
Трубный глас раздастся,
к Трону Господню призовёт нас"
Спаси меня, источник милости.
Слайд 19
Лакримоза
Lacrimosa dies illa
qua resurget ex favilla
judicandus homo reus.
Huic
ergo parce, Deus,
pie Jesu Domine:
dona eis requiem. Amen
(перевод)
День, полный
слез
В который восстанет из праха
Осужденный грешный человек.
Так пощади его, Боже,
милосердный Господе Иисусе
Даруй ему покой
Аминь.
Слайд 20
Работа с учебником
1. Прочитать отрывок из «маленькой
трагедии» «Моцарт и Сальери»
А.Пушкина на стр.46
2. на стр. 45 прочитать письмо
В.А.Моцарта другу, написанное
в период работы над «Реквием»
Слайд 21
Слушание фрагментов:
1. Dise irae («День гнева»)
2. Lacrimosa («День исполненный
слез»)
Сравнить содержание и средства
выразительности