Слайд 2
Музыка не может мыслить, но она
может воплощать мысль.
Слайд 3
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ (от латинского intono - громко
произношу), совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, тембра
и других просодических элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.
Слайд 4
Устное общение людей
Музыкальное искусство
Музыкальная речь
Искусство интонирования
Слайд 5
Романс
Романс развился из песни; - это
произведение новейшего времени. Он появился и сформировался в XV
и XIX веках. В Россию романс пришёл из Испании и вскоре приобрёл национальные черты.
Слайд 6
Черты вокального романса
По форме романс схож
с песней; как и последняя, он пишется в коленном
складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.
Слайд 7
Романс пишется для пения с аккомпанементом
одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной
музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.
Слайд 8
Основные жанровые признаки романса
* Содержание романса не выходит
за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
* В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
Слайд 9
* Наличие двух героев порождает одно
из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
* Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).
Слайд 10
Солнце русской поэзии
Солнце русской музыки
Слайд 11
Я помню чудное мгновенье
Жанр: Романс для голоса
и фортепиано.
Год создания: 1840. Автограф не обнаружен. Впервые
издан М. Бернардом в 1842 г.
Автор текста : А. Пушкин. Стихотворение «К***». Написано между 16 и 19 июля 1825 г.; издано в «Северных цветах» на 1827 г.
Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений.
Слайд 12
Chercher la f e mme (фр. — ищите
женщину) — этот совет как нельзя более кстати, если
мы хотим яснее представить себе рождение шедевра. Причем оказывается, что женщин, причастных к его созданию, две, но… с одной фамилией: Керн — мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая — Глинку на создание шедевра музыкального.
А.П.Керн
Е.Е.Керн
Слайд 13
История этого романса началась в 1819
году, когда на одном из вечеров в доме Олениных
Александр Пушкин познакомился с Анной Керн. Они подружились, общались, встречались. Анна Керн была большой поклонницей стихов поэта, и он часто читал ей вновь созданные произведения. И однажды, на прощание, Пушкин подарил ей экземпляр второй главы Евгения Онегина, в котором был вложен листок со стихами "Я помню чудное мгновение".
Слайд 14
А. Пушкин, М. Глинка и А.
Керн были знакомы, встречались на вечерах и, видимо, судьбе
было угодно, чтобы М. Глинка полюбил дочь Анны Керн – Екатерину. М Глинка писал "Ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство пленили меня". Екатерина была музыкальна, и это сближало их с композитором. Благодаря глубокому чувству композитора к Екатерине Керн и появился этот замечательный романс. В нем слились воедино гений поэта и композитора.
Слайд 15
Романс «Ты меня на рассвете разбудишь»
Слайд 16
В основу сюжета "Юноны и Авось"
легла правдивая романтическая история любви русского графа Николая Резанова
и Кончиты Аргуэлло. Как гласит история, в 1806 году Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях Юнона и Авось с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван срочным отъездом графа в Россию. Не сумев добиться скорого разрешения на брак с католичкой, православный Рязанов провел в его ожидании несколько лет и умер под Красноярском. Кончита ждала его 35 лет до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего удалилась в монастырь.
Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы "Авось", которая позднее была переработана автором в либретто оперы Алексея Рыбникова. Вряд ли стоит напоминать, что она стала настоящим культурным откровением целого поколения, а такие партии, как "Белый шиповник" и "Романс" (более известная под названием "Ты меня на рассвете разбудишь"), приобрели всенародную популярность. Современное издание оперы сможет, на наш взгляд, дать вторую жизнь этому бесценному шедевру отечественной музыкальной культуры.