Слайд 2
Опера - это музыкальный спектакль, в котором главным
выразительным средством является пение.
Слайд 5
ФЛОРЕНЦИЯ
…Все те искусства, которые служат к развитию лучших
духовных сил человека, имеют сродство и связаны между собой
как будто некою общей цепью.
Цицерон
Слайд 6
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ. V-IV ВВ. ДО Н.
Э.
САФО И АЛКЕЙ. ПОЭТЫ VII В. ДО Н.Э. РОСПИСЬ
КРАТЕРА.
V В. ДО Н.Э.
Слайд 7
Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического
действия, декораций и танца.
Слайд 9
Декорация – это оформление сцены и спектакля, общий
вид места действия.
ХУДОЖНИК А.ВАСНЕЦОВ
ХУДОЖНИК А.РОЛЛЕР
ХУДОЖНИК И.СУМБАТАШВИЛИ
Слайд 10
ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ
ХУДОЖНИК К.КОРОВИН
Слайд 11
ХУДОЖНИК В.ВАСНЕЦОВ
ХУДОЖНИКИ Ф.ШЛОССМАН И Х.ЛООСЕН
Слайд 12
Либретто – это литературный текст оперы. Текст может
быть издан отдельной книжечкой небольшого формата. Она тоже называется
«либретто».
Слайд 14
Опера может начинаться с пролога (вступительной картины), а
заканчиваться эпилогом (заключительной картиной).
Слайд 15
ВОКАЛЬНЫЕ НОМЕРА
Вокальные номера – это законченные эпизоды для
вокального исполнения. Их можно разделить на сольные, ансамблевые и
хоровые.
Слайд 16
Сольные номера предназначены для
одного исполнителя.
Слайд 17
Ария – это основное средство музыкальной характеристики оперного
героя.
Итальянское слово «ария» переводится как «песня», «воздух», «дыхание».
Слайд 18
К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.
Слайд 19
К сольным номерам
относятся песня,
романс и монолог.
Монолог
– сольное музыкальное высказывание персонажа, написанное в свободной форме.
Слайд 20
Речитатив – род вокальной музыки, основанный на речевых
интонациях.
Слайд 22
Ансамблевые номера предназначены для нескольких исполнителей.
К ним относятся
дуэт, терцет (или трио), квартет, квинтет и т. д.
Названия
ансамблевых номеров – это латинские и итальянские термины, которые указывают количество певцов в ансамбле.
Слайд 24
Хоровые номера – это номера для коллектива исполнителей.
Они различаются по составу хоров: мужской, женский, смешанный, детский,
хор мальчиков.
Слайд 25
ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА
Певческие голоса различаются по высоте и характеру
звучания – тембру.
Слайд 26
ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА
Сопрано
Меццо-сопрано
Контральто
Слайд 27
Роли юношей и мальчиков-подростков часто пишутся для контральто.
Слайд 29
ОРКЕСТР
Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева
Слайд 30
«…дело оркестровки… дорисовать для слушателей те черты, которых
нет и не может быть в вокальной мелодии, всегда
несколько неопределённой в отношении драматического смысла: оркестр должен придать музыкальной мысли определённое движение и колорит – одним словом, придать ей характер, жизнь».
М.И.Глинка
Слайд 31
Лейтмотив – это музыкальная тема, связанная с определённым
персонажем, чувством, явлением или идеей данного произведения.
Слайд 32
Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального
исполнения. К ним относятся увертюра, музыкальный антракт, балетные сцены
и музыкальные картины.
Слайд 33
Музыкальный антракт – это оркестровое вступление к какому-либо
действию оперы.
Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с
изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене.
Слайд 35
Увертюра – оркестровое вступление к опере.
Дирижёр Евгений Светланов
Слайд 37
…Относитесь к опере без всякой предвзятости. Опера-искусство демократическое
и доступно каждому, кто хочет им воспользоваться. Познакомьтесь с
оперой, быть может, вы её полюбите, и она обогатит вас духовно. Понять оперу не так уж трудно. Надо только захотеть!
Борис Покровский. «Путешествие в страну ОПЕРА»
Слайд 38
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ИСТОЧНИКОВ :
1.ФОТОМАТЕРИАЛЫ :
АЛЬБОМЫ ИЗ СЕРИИ «ЧЕЛОВЕК. СОБЫТИЯ. ВРЕМЯ» - МОСКВА,
«МУЗЫКА», 1987,1988,1990гг.;
БУКЛЕТ «МАРИИНСКИЙ ТЕАТР.БАЛЕТ.»2003г.;
-ХVIII МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ»2010г. (БУКЛЕТ);
КОМПЛЕКТ ФОТООТКРЫТОК «БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ОПЕРА» - МОСКВА, «ПЛАНЕТА»,1985г.;
ПАОЛА ВОЛКОВА «МОСТ ЧЕРЕЗ БЕЗДНУ» - М.:ЗЕБРА Е, 2013г.;
-РЕНА ШЕЙКО «ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА» - МОСКВА, «ИСКУССТВО»,1983г.;
-ФОТОГРАФИИ ЛЮБОВИ КРЮЧКОВОЙ.
2.УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Я.Е.ОСТРОВСКОЙ ,Л.А.ФРОЛОВОЙ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» , 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ .