Слайд 2
На основе театрализованной деятельности можно реализовывать
ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
и поэтому неслучайно
в практике музыкального воспитания театрализация используется как основная форма работы.
Учитывать АКТУАЛЬНОСТЬ использования музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ на современном этапе НЕОБХОДИМО, так как в настоящее время:
Образование детей является преимущественно обучающим, а не воспитывающим - дети много знают, но не могут эмоционально реагировать на происходящее, не способны сопереживать, восхищаться, удивляться.
Наличие у выпускников ДОУ множества психологических проблем, влияющих на успешную адаптацию в обществе (либо развязность и суетливость, либо заторможенность и страхи).
Слайд 3
Цель исследования: создание педагогически-целесообразных условий для развития творческих
способностей старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
Задачи
1. Подобрать, изучить и
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Показать значение и роль музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей.
3. Выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать роль средств музыкально-театрализованной деятельности на процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
6. Рассмотреть возможности сотрудничества педагогов, родителей и детей в организации музыкально-театрализованной деятельности.
Слайд 4
Особенности развития творческих способностей старших дошкольников через музыкально-театрализованную
деятельность
Седьмой год жизни – продолжение важного периода в развитии
детей, когда продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развёртывание этих образований создаёт психологические условия для появления новых направлений в развитии. У детей продолжает развиваться воображение, произвольное внимание и речь. Дети 6-7 лет могут самостоятельно охарактеризовать музыкальное или литературное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать оттенки настроения, переданные в музыке или в характере персонажа.
Ребёнок способен целостно воспринимать и передавать музыкальный или драматический образ, выразительно инсценировать в движении песни, варьировать танцевальные движения.
В ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации (свадьбу, рождение ребёнка и т.д.), осознанно относятся к исполнению роли в представлении.
Театрализованные действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослым. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. В этом возрасте продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Слайд 5
Дидактические принципы
1. Принцип психологической комфортности - создание условий,
в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих
факторов, и, главное ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире - речь идёт не просто о формировании научной картины мира, но и личного отношения ребёнка к полученным знаниям, а так же об умении применять их в своей практической деятельности. В современной трактовке это называют компетентным подходом.
4. Принцип вариативности - понимание возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает не только творческое, «изобретательное» мышление у детей и педагога, но тренирует способность спокойно, философски относиться к «тупиковым» ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций не бывает. Кроме того, этот принцип дает свободу творчества самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
5. Принцип минимакса позволяет учесть индивидуальные особенности детей, обеспечить им продвижение вперёд своим темпом. Так, один ребёнок ограничится минимумом, а другой – возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между двумя этими уровнями в соответствии со своими способностями.
Слайд 6
Основные методы,
используемые в работе:
1. Метод активизации творческих
проявлений ребенка
подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций
для творчества. Музыкальный руководитель побуждает детей к неформальному общению через игру с использованием средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого мы используем этюды, упражнения.
Слайд 7
Этюды – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребёнок
по предложенной музыкальным руководителем теме создаёт определённые художественные образы
(«Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая.
Слайд 8
.
Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но
и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Так,
для тренировки движения рук используем образные сравнения: «Маши руками мягче, легче. Как хвост у золотой рыбки движется?».
Слайд 9
Основные методы,
используемые в работе:
2. Метод моделирования элементов
театрального языка
позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном
для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделируются слово и движение, мимика, интонация, жест, ритм, темп и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми театрального языка очень затруднен.
Слайд 10
Пальчиковая игра «Как у бабушки Наташи» – развитие
умения сочетать ритм, речь и движение, развитие мелкой моторики
рук
Слайд 11
Основные приемы, используемые в музыкально-театрализованной деятельности, объединенные идеей
обучения через творчество
делай вместе с нами - совместная устная
деятельность;
эти звуки обо мне - принципы элементарной импровизации;
музыка моего тела: музицирование со звучащими жестами;
игры звуками - музыка, рожденная из шума;
импровизированное движение;
речевое музицирование - элементарная музыкальная композиция.
Слайд 12
Делай вместе с нами
(ритмическая разминка «Поздороваемся» позволяет
создать атмосферу приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение)
Слайд 13
Эти звуки обо мне
(Элементарная импровизация - формирование умения
фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых, музыкальных и двигательных
упражнениях)
Слайд 14
Музыка моего тела
(музицирование со звучащими жестами - воспитание
чувства ритма и тембрового слуха, развитие реакции и координации
движений)
Слайд 15
Игры звуками
(музыка, рожденная из шума - упражнения для
шумовых (бытовых) инструментов моделируются как образная игра, тем самым
тренировка превращается в музицирование)
«Парикмахерская полька»
Слайд 16
Импровизированное движение
- способ индивидуального восприятия музыки как
эмоционально-телесное чувствование
Слайд 17
Речевое музицирование
(элементарная музыкальная композиция - в основе идеи
использовать речевые упражнения для развития творческих способностей лежит общность
выразительных средств речи и музыки )
Русская народная потешка «Еду, еду…»
Слайд 18
Схема внешних условий игровой среды, способствующей развитию театрализованной
деятельности
Слайд 19
Схема внешних условий игровой среды, способствующей развитию театрализованной
деятельности
Слайд 20
Схема внешних условий игровой среды, способствующей развитию театрализованной
деятельности
«
«Зритель»
Места для зрителей
Афиши Программы
Театральная касса
Билеты в театр Бинокль «Деньги» Номерки в гардероб Реквизит для буфета
Оформитель» Различные виды бумаги, ткани
Краски
Фломастеры, карандаши
Клей
Различный подручный материал
Природный материал
а
«
Слайд 21
Создание предметно-развивающего пространства в ДОУ для успешного развития
творческих способностей детей
Слайд 22
Спектакли и утренники
Дюймовочка
Слайд 23
Спектакли и утренники
Дюймовочка
Слайд 24
Спектакли и утренники
Муха-Цокотуха
Слайд 25
Спектакли и утренники
Цветик-Семицветик
Слайд 26
Спектакли и утренники
Как спасли красоту и победили Кощея
Слайд 27
Спектакли и утренники
Капустные посиделки
Слайд 28
Сотрудничество с другими специалистами ДОУ
Занятие по логоритмике
Слайд 29
Уровень развития творческих способностей детей
подготовительной логопедической группы №14
(в %)