Слайд 2
Содержание
Введение
1.Бородин опера «Князь Игорь»
1.1
История создания оперы. Содержание.
1.2 Драматургия оперы; композиция
1.3 Образная
и выразительная характеристика героев
Заключение
-Список информационных ресурсов
Слайд 3
Введение
О́пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения)— жанр
музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии,
главным образом посредством вокальной музыки.
Драматургия(от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») — теория и искусство построения драматического произведения, а такжесюжетно-образная концепция такого произведения.
Слайд 4
1.Опера «Князь Игорь»
По определению автора, «Князь Игорь» -
«эпическая русская опера»
Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых,
конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное.
Слайд 5
1.1 История создания оперы
В апреле 1869 года В.
В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный
памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни. Большую помощь композитору оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.
Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена.
Слайд 6
Краткое содержаение оперы
Пролог
Площадь в Путивле. Русская рать готовится
к выступлению в поход.
Из собора выходит князь Игорь с
сыном Владимиром, Владимиром Галицким и прочими князьями и боярами. Народ славит князей и молится за их победу в битве с врагом "за веру, за Русь".
Действие первое
Картина 1. Княжий двор Владимира Галицкого. Владимир похваляется, что "только б сесть мне князем на Путивле,.. я б не стал тужить, я бы знал, как жить!.. Я б казны им поубавил, пожил бы я всласть, - ведь на то и власть!" А Ярославну - в монастырь, "грехи мои замаливать".
Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня горюет в неизвестности о судьбе мужа, вспоминает прежние счастливые дни и ждет гонца с весточкой от князя.
Действие второе
Половецкий стан. У богато убранного шатра поют и пляшут девушки, развлекая свою госпожу - Кончаковну.
Действие третье
С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Хан Кончак выходит навстречу Гзаку, приветствует его и приказывает устроить пир горой, а "пленных - крепко сторожить".
Действие четвёртое
Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна проливает горькие слёзы, тоскуя по любимому мужу и глядя на разорённые ханом Гзаком окрестности.
Слайд 7
Дейсвующие лица
Игорь Святославич, князь Северский (баритон)
Ярославна, его жена
во втором браке (сопрано)
Владимир Игоревич, его сын от первого
брака (тенор)
Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас)
Кончак, половецкий хан (бас)
Кончаковна, его дочь (контральто)
Гзак, половецкий хан (без речей)
Овлур, крещёный половчанин (тенор)
Ерошка, гудошник (тенор)
Скула, гудошник (бас)
Половецкая девушка (сопрано)
Слайд 8
1.2 Драматургия оперы;композиция
Драматургия оперы Бородина строится на сопоставлении
двух противоборствующих миров, двух сил: русские- князь Игорь с
сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, и половцы - хан Кончак, его воины.
Слайд 10
1.3 Образная и выразительная характеристика героев
Князь Игорь
Душевные терзания,
трагедия. Перед мысленным взором князя мелькают картины: затмение солнца,
горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии.
Половцы
Восточный колорит музыки, выразительная мелодия расцвеченная причудливыми узорами, буйными ритмами, зажигательным темпераментом.
Ярославна
Скорбный плачь, пронизан народными интонациями древних песенных жанров, причета (причитаний).
Важный контраст в музыкальную драматургию оперы вносит линия Владимира Галицкого и его приспешников. В темах-характеристиках, рисующих этих любителей пожить в свое удовольствие, темах музыкально ярких, интересных, слышится и бесшабашное веселье, а порою буйное озорство, и скоморошье глумление, и хмельное приплясывание с притоптыванием.
В большой арии Кончак обрисован воинственным, грозным, по-своему умным и умеющим оценить доблесть противника восточным владыкой. Вряд ли он уступает Игорю как воин, как полководец.
Слайд 11
Заключение
«Богатство характеров, личностей, элементов народно-русского и восточного(половецкого), сменяющиеся
трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор, глубокая характеристика,
картины природы делают оперу Бородина(воспроизводящую на театре характернейшие сцены «Слова о полку Игоревым»)монументальным явлением русской музыки»