Слайд 2
Петр Ильич Чайковский
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля (7
мая) 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 25
октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Считается одним из крупнейших композиторов в истории музыки. Автор более 80 сочинений, в том числе 10 опер, 3 балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Слайд 3
Времена года
„Времена года“ - известный фортепианный цикл П.И.
Чайковского, состоящий из 12 характерных картин.
Идея цикла и заглавия
пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл (письмо Бернарда не сохранилось). В декабре того же года в журнале « Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве.
При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов, и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил.
Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.
Слайд 4
Времена года
13 декабря 1875 года началась подготовка первых
пьес к изданию (на тот момент были готовы 2
пьесы). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского, в котором журнал открывала «Сербская походная песня» в переложении для фортепиано композитора В. И.Главача , что было откликом на Балканскую войну. В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.
Слайд 5
Март. Песня жаворонка.
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света
волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
Эпиграф А.Н. Майкова
Слайд 6
Михаил Иваноич Глинка
Михаи́л Ива́нович Гли́нка (20 мая (1
июня) 1804 — 3 (15) февраля 1857) — великий
русский композитор, основоположник русской классической музыки.
Слайд 7
Детские и юношеские годы композитора
Михаил Глинка родился 20
мая (1 июня н. ст.) 1804 года в селе
Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.
Слайд 8
В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург
и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте
(в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.[1] В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.
Слайд 9
М.И. Глинка - „Жаворонок“
Жаворонок» (стихи Н. Кукольника) -
задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной
мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью.
В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж - его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Слайд 10
Александр Александрович Алябьев
Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа 1787,
Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — русский композитор,
пианист, дирижёр.
В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон»
Слайд 11
А.А. Алябьев - „Соловей“
Романс «Соловей» (1826 г.) на
слова Дельвига — возможно, самое известное произведение Алябьева, написано
в имении его сестры «Рязанцы».
Слайд 12
А.А. Алябьев - „Два ворона“
Еще одно из лучших
произведений Алябьева - „Два ворона“, написанное на стихи А.С.
Пушкина
Слайд 13
Русская народная песня - „Черный ворон“
«Чёрный ворон» —
популярная русская народная песня, повествующая о трудной судьбе воина
и его борьбе со смертью, которая принимает образ птицы — чёрного ворона. Как многие русские песни, «Чёрный ворон» настраивает слушателей и исполнителей на меланхолический и задумчивый лад.
Слайд 14
Русская народная песня - „Летят утки“
Песня о влюбленной
девице, которая потеряла всякую надежду увидеть своего любимого...
Слайд 15
Символ мира
В Древнем Риме символами мира и миролюбия
считались голуби, точнее, голубки (обычно с оливковой ветвью в
клюве) Венеры, богини любви, свившие себе гнездо в шлеме Марса, бога войны. В библейском сказании о Всемирном потопе (Бытие, гл. 8, ст. 10—11) также упоминается голубка, которую выпускает Ной, чтобы узнать, успокоилась ли стихия. Птица возвращается на Ноев ковчег с оливковой (масличной) ветвью в клюве. А это означало, что вода уже спадает и из нее показались верхушки деревьев. Следовательно, Божий гнев утих- Так голубь стал в мировой культуре ассоциироваться с миром, умиротворением и т. д.
Именно в качестве символа мира испанский художник Пабло Пикассо нарисовал (1949) голубя с оливковой ветвью в клюве в качестве эмблемы для Первого конгресса мира. (Он проходил с 20 по 25 апреля 1949 г. в Париже и Праге.) После его завершения образ голубя мира прочно вошел в общественно-политическую и газетную лексику.