В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает
Слайд 2
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем
её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта
пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно и неуклонно.
Слайд 3
Всё в нашей жизни подчинено размеренной пульсации с
определённой длительностью. Сердце бьётся с практически равными промежутками времени
Слайд 4 Эта пульсация в музыке называется метром.
Можно сказать
что метр – это сердце музыки. Аналогия очень точная.
Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим как пульсирует музыка на нём основанная.
Метроном
Слайд 5
Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по
своей силе. Есть сильные доли, а есть слабые. В
зависимости от комбинации сильных и слабых долей различают разные виды метра.
Метроном делаем метр реально слышимым.
Слайд 8
две разновидности метра: это двухдольный и трёхдольный.
Двухдольный
характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот
метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.
Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, закруглённый, покачивающий. Как лодка на волнах.
Марш
Вальс
Слайд 9
Ритм - это любая комбинация длительностей основанная
на равномерной пульсации метра. Когда мы играем под метроном,
то метроном стучит метр, а мы играем ритм. Ритм может быть любой, а метр неизменен. И равномерен на протяжении всего произведения.
Слайд 10
Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до
другой называется тактом. В начале произведения всегда написан размер
такта. Это дробь, верхняя цифра которой показывает количество долей в такте, а нижняя длительность каждой доли.