Слайд 7
Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся
плетень…
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень
Слайд 8
Гармониста полюбила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку
вешала
Слайд 15
В летописях и преданиях и во многих трудах
иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной
преданности славян к музыке. Карамзин в "Истории Российского государства" пишет: "Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли ими выдуманные".
Слайд 16
Прошли многие годы, в течение которых появлялись новые
инструменты. Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось
бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет. Потому, надеюсь, что людям будет интересно узнать об истории русских народных инструментов, услышать их звучание..
Слайд 19
Баян - один из наиболее совершенных из существующих
в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название "баян" встречается
в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.
Слайд 20
Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен.
Шен в России был известен очень давно в X-XIII
веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой
Слайд 21
В России определённым толчком в распространении инструмента явилось
приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г.
ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.
Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.
Слайд 22
Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари.
Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом
кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник - ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.
Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.
Слайд 23
Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок
в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента
получил название ВЯТСКОЙ гармони.
Все перечисленные инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами чтобы правильно вывести мелодию .
Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.
Слайд 24
Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки,
конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно
было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.
В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть "порядковыми" или "непорядковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). И все же этот инструмент был еще очень далек от баяна.
Слайд 25
Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру -
конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная
с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.
Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.
Слайд 26
В последние годы некоторое распространение получил выборный баян.
Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой
руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в то же время очень усложняет технику игры.
В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.