Слайд 2
Песня издавна сопровождала человека. Жизнь его была отражена
и осмысленна в ней. Кстати говоря, об этом можно
судить и по всевозможным народным пословицам: «Чьим умом живешь, того и песню поешь», «Беседа дорогу коротает, а песня работу» и, конечно же, всем известной «Из песни слова не выкинешь».
Слайд 3
Виды народных песен многообразны. Их можно рассматривать с
различных сторон: с точки зрения отражения мифологических представлений или
же, напротив, реальной действительной картины, с точки зрения обрядовой лирики и, конечно же, в зависимости от места, ситуации, в которой они исполняются. Русские народные песни, виды их являются весьма разнообразными, а это еще раз подчеркивает уникальность музыкальной культуры России.
Слайд 5
Само слово происходит от «петь», или же «пою».
Макс Фасмер в своем этимологическом словаре отмечает, что корень
данного глагола - общеславянский. Согласно мнению большинства экспертов, а также опытных исследователей, формы «пою» (петь) и «пою» (поить) совершенно не случайно совпадают.
Слайд 6
Бытует мнение, что данный феномен связан с языческим
жертвенным обрядом: поить – воспевать. Конечно же, песня происходит
из обрядов. При этом в литературных источниках часто указывается, что она обладает неким мифологическим подтекстом.
Слайд 7
Любой отдельно взятый народ, можно сказать, эволюционировал вместе
с музыкой. Благодаря музыке, песне в частности, мы может
проследить развитие народа, значимые события периода любой эпохи. Благодаря этому существует возможность по-настоящему обратить внимание именно на те мотивы в народном творчестве, которыми передается вся глубина переживаний (в лирических песнях, например), радости и так далее.
Слайд 8
Стоит отметить, что в народной песне важнейшее значение
имеет именно текст, а не музыка. Именно эта характерная
черта отличает русскую музыкальную культуру.
Слайд 10
Довольно часто виды народной песни включают в себя
музыкальные произведения со смыслом, направленным на заговор, приворот. Смысловое
наполнение таких песен весьма разнообразно. Одним из самых популярных было использование прогулок у воды. Согласно некоторым старинным источникам, поход к воде обозначал, прежде всего, желание найти суженого в ближайшее время.
Слайд 11
В подобных случаях вместо него в песнях часто
использовался образ рыбы, в основном щуки, которую девушке необходимо
было выловить. Заканчиваются подобные виды народных песен чем-то вроде заговорного четверостишия.
Слайд 12
Часто образы в народных песнях заключают в себе
абсолютно невероятные объекты из верований древних славян. Достаточно интересен
тот факт, что многие понятия в народных текстах являются сродными, то есть происходят от одного слова, при этом выражаются в образах огня, как внутреннего, так и внешнего.
Слайд 13
Вот, например, слово «утолить» используется обычно в качестве
словосочетания со словами «голод», «печаль» и так далее. Но
свое происхождение оно берет от слова «тлеть», что имеет непосредственное отношение к огню, конечно же. В свою очередь огонь символизирует ту самую связь со славянской мифологией, ведь именно в ней роль божества, и в особенности света, возносилась до предела.
Слайд 15
Существуют, конечно, слова и словосочетания, которые уже четко
ассоциируются у нас с определенными образами. Всевозможные виды русских
народных песен, примеры их, показывают нам что трава, скажем, является символом девушки, зажжённая свеча – это непременно печаль, тоска, а проливной дождь, конечно же, ассоциируется со слезами, плачем.
Слайд 16
В текстах календарных песен очень часто используется зеленый
цвет, а это, естественно, символ красоты, молодости, весны. Исследователи
считают, что для того чтобы по-настоящему понять смысл текста народной песни, необходимо разгадывать ее по символам.
Слайд 17
Очевидно также и то, что с течением времени
мифологическое влияние на народную песню постепенно ослабевает, она становится
более традиционной, передает определенный песенный образ. Разнообразны виды народных песен. Примеры их чрезвычайно интересны.
Слайд 19
Разнообразные виды народных песен появляются в России на
основе фольклора славянских племен. Существует мнение о том, что
издавна на одной территории могло проживать несколько народностей, а это, в свою очередь, очень сильно повлияло на музыкальную культуру.
Слайд 20
Первыми появились исторические песни, которые отражали, соответственно, реальные
исторические события. Песни, в которых говорилось о конкретных событиях,
носили название «эпические». В тот же период появились и лирические народные песни, в них зачастую передавалось эмоциональное состояние персонажа.
Слайд 21
В качестве аккомпанемента в то время люди использовали
непривычные для нас музыкальные инструменты. К ним можно отнести
гудок, гусли, жалейку и, конечно, известный нам инструмент пастуха - рожок. В наше время вряд ли можно найти подлинники, ведь во время эпохи Средневековья песенники жестоко наказывались, а их инструменты уничтожались. Однако об этих музыкальных инструментах достаточно много информации в литературе.
Слайд 22
Виды русских народных песен. Свадебные песни
Слайд 23
Это один из самых интересных жанров, открывающих виды
народной песни. Стоит отметить, что их характер в основном
был неоднородным. Это могут быть как песни непосредственно об обряде свадьбы, так и о нелегкой женской доле. Имели место и песни-причеты.
Слайд 24
Тут уместным будет упомянуть и другие виды народных
песен, примеры их разнообразны («Заплакала Машенька об русой косе»).
Существуют также и песни смешанного характера, по большей части они основываются на противопоставлении двух основных линий. С одной стороны, невеста грустит из-за того, что ей необходимо будет покинуть отчий дом. Тут могут быть переданы обряды девичника, расплетения косы, и так далее. С другой стороны - радость, оптимизм, начало новой жизни. Концовка в таких песнях чаще всего радостная.
Слайд 26
Что касается символики, в свадебных песнях образ девушки
обычно выражает березка, часто встречается и сравнение ее с
лебедем; образ парня – соловей или конь, например. Интересен тот факт, что в песнях замужняя девушка из "белоснежной лебедушки" превращалась в "серую гусыню", при этом подразумевалась потеря девичьей красоты, чистоты.
Слайд 27
Девушку характеризовали весьма красноречивые эпитеты, она практически всегда
описывалась белолицей, румяной, с черными бровями и ясными очами.
Для свадебных песен характерен мелодический распев, четкий ритмический рисунок, обязательное наличие припева. Величальные и корильные Происхождение величальных песен принято связывать с мифологией.
Слайд 28
Это неудивительно, ведь такие песни обычно происходили из
обращений людей к природе, природным явлениям. Что же касается
малоизвестного жанра – корильных песен, - они направлены главным образом на обман нечистой силы. В основном в величальных песнях жизнь идеализируется, в корильных же с точностью до наоборот - характеризуется исключительно реальный быт.
Слайд 29
Стоит отметить, что в подтексте свадебного обряда корильная
песня становится более шуточной, своеобразной песней-насмешкой. Многообразны виды народных
песен: шуточная, лирическая. 3 класс в школе изучает в основном шуточные песни, однако корильные сюда не входят, они не настолько распространены в наше время.
Слайд 30
Наиболее популярные в наше время песни
Слайд 31
Несмотря на то что информации о народных песнях
не слишком много, можно сделать вывод: виды русских народных
песен весьма многообразны. Одним из популярных в наше время видов является, конечно же, лирическая протяжная песня. Ее можно отнести к одной из важнейших значимых ветвей русской музыкальной культуры.
Слайд 32
Чаще всего тематика таких песен базируется на идее
любви: в основном это светлые, радостные тона. Девушка и
парень почти всегда идеализируются: он - умен, красив, храбр, она - независимая, рассудительная, невероятно красивая. Существуют также лирические песни о семейной жизни.