Слайд 2
Рекомендации по проведению методического анализа произведения
Формирование у студентов
практических навыков самостоятельного методического разбора фортепианных произведений является одной
из главных задач курса.
В связи с этим каждый студент должен представить самостоятельно выполненный анализ произведения из своего репертуара.
Работа может быть представлена либо в виде устного выступления на зачете, либо в письменной форме, объемом 12 страниц. Письменные работы должны выполняться только на материале татарской музыки.
Слайд 3
Методический разбор произведения должен включать в себя:
1)
краткие сведения о композиторе, эпохи создания произведения, его принадлежности
определенному музыкальному стилю, направлению, жанру;
Слайд 4
2) определение степени трудности произведения и задач каждого
этапа работы;
(какой класс, возраст, требования к техническому и
инеллектальному уровню ученика и т.д.)
Слайд 5
3) словесное описание характера музыки, его изменений на
протяжении произведения.
Точная расшифровка всех авторских и редакторских ремарок,
итальянских и др. терминов. Наличие программности, ассоциативных связей;
Слайд 6
4) анализ формоструктуры произведения, наиболее важных моментов ладотонального,
гармонического, мелодического, фактурного строения музыкальной ткани с точки зрения
логики музыкального развития;
Слайд 7
5) подробное описание детальной пианистической работы над произведением,
способов преодоления имеющихся технических трудностей;
Пианистические задачи различны в
каждом новом произведении, так как определяются особенностями данного конкретного произведения.
Однако следует обратить особое внимание на некоторые наиболее важные моменты:
Слайд 8
Пианистические задачи
а) работа над фразировкой, музыкальным дыханием в
главных темах и других мелодических элементах произведения;
б) работа
над техникой звукоизвлечения - красочностью, глубиной звука, певучестью легато, точностью штрихов, артикуляции, разнообразием динамических оттенков;
в) выявление наиболее сложных в техническом отношении мест и описание конкретных приемов и способов работы над ним;
Слайд 9
Пианистические трудности (продолжение)
г) особенности аппликатуры, ее надежность и
соответствие художественным задачам, позиционная игра;
д) работа над педализацией;
е) метроритмический рисунок (пунктирный ритм, синкопы, акценты, ровное движение, полиритмия и т.д.) и способы работы над ним;
ж) работа в медленном темпе, по кускам, отдельно каждой рукой.
Слайд 10
задачи завершающего этапа, «сборки» произведения
а) переход к исполнению
произведения от начала до конца в настоящем темпе и
преодоление возникающих при этом затруднений (недостаток технической беглости, выдержки, знания текста и др.)
б) работа над формой произведения, целостностью исполнения - выявление кульминаций, линий подъема и спада напряжения, «эмоциональной программы» исполнения;
в) выработка единого темпа исполнения и применяемые при этом способы работы; а также работа над всеми темповыми изменениями (смена темпа, замедления и ускорения Теmро rubаtо).