Слайд 2
Раздел: «Своеобразие музыкальной культуры»
В этом разделе мы познакомимся
с темами раскрывающие своеобразие музыкальных культур:
Музыка в храме
В
песне – душа народа
У истоков народной американской музыки
Слайд 3
«Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов
и гармонических курьезов, а в простоте и естественности».
Петр
Чайковский
Слайд 4
Тема урока:
«Музыка в храме»
Слайд 5
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею
порой
Его, сияющий огнями,
Перед молящейся толпой;
Любил я всенощное бденье,
Когда в
напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой;
Я приносил туда с собой
В душе и радости и горе;
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихом», - в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел...
Иван Бунин. 1888
Слайд 6
Сегодня мы рассмотрим несколько традиций на музыкальное своеобразие
основных религий мира
Христианство (православие, католичество, протестантизм)
Ислам
Буддизм
Слайд 8
«Ничто так не возвышает душу, ничто так ее
не окрыляет, не удаляет о земли, не освобождает от
телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения в житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение»
Иоанн Златоуст
Слайд 9
Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляли основу
музыкальной традиции православия.
На Западе, в католических и протестантских храмах,
с конца Средних веков в богослужении использовался орган, а затем и другие музыкальные инструменты, и даже целые оркестры
На Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос
Слайд 10
Музыка, звучащая в храмах, представлялась божественной, а ее
исполнение – ангельским, небесным
В основе древнерусского певческого искусства лежит
Знаменский распев («знамя», т.е. «знак»)
В 18 веке особой популярностью стало пользоваться так называемое партесное (многоголосное) пение
Слайд 12
В 18-19 вв. к сочинению церковной музыки обращались
многие знаменитые композиторы:
Д. Бортнянский – «Концерт для хора»
А. Гречанинов
– «Верую»
П. Чесноков – «Херувимская песнь»
П. Чайковский – «Литургия св. Иоанна Златоуста»
С. Рахманинов – «Всенощное бдение»
Слайд 13
Музыка вместе с иконописью и архитектурой воспринималась как
своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо, составившее одну из
самых оригинальных страниц русской культуры.
Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несет в себе глубокий смысл: она обращена к чувствам, переживаниям, а главное – к мыслям человека.
Слайд 15
Иной характер носит музыка ислама.
Мусульманская религия строго регламентировала
не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но
и музыкальное творчество.
С одной стороны, музыка попала в ранг запрещенных исламом искусств, а с другой – было создано богатейшее музыкальное наследство с характерными национальными традициями.
Слайд 16
Она носит исключительно вокальный характер.
Выразительный и динамичный
голос служителя – муэдзина (от араб. – «призывающий») должен
5 раз в день созывать верующих для молитвы и обращать все их помыслы к Богу.
Слайд 17
Среди религиозных мусульманских обрядов, кроме азана, существуют и
другие разновидности культовой музыки.
Мелодичная декламация священного Корана
Дикр – вид
культовых песнопений, сопровождаемых ритмическими телодвижениями
Слайд 19
Считалось, что звук играет важнейшую роль в мироздании.
Бесчисленные согласованные и соразмерные звуковые колебания рождают божественную гармонию
мира, а поэтому отношение к музыке было более благосклонным.
Прекрасное пение, танцы, звуки, воспроизведенные драгоценными инструментами, воспринимались как неотъемлемая принадлежность к «стране совершенного блаженства».
Слайд 21
Вопрос:
Какое своеобразие музыкальной культуры традиционных религий мира вы
заметили?
Как выражается духовное восприятие народов?