Слайд 2
Такие люди рождаются раз в
сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре
Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.
Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт - не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.
(1833 – 1887)
Слайд 3
История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий,
однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и
рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.
Отец - Лука Степанович
Гедианов
Мать - Авдотья
Константиновна Антонова
Слайд 4
Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал
Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть
позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской.
Слайд 5
Лука Степанович умер в 1843 году, предварительно оформив
своему «крепостному» вольные документы. Авдотья же с самого раннего
детства вплотную занялась образованием сына, нанимала прекрасных учителей и гувернеров для Сашеньки. С первых же уроков особенное внимание мальчика привлекла музыка. Помимо музыки Александр живо интересовался химией – наукой в тот момент молодой, чем приводил мать в состояние ужаса: комната подростка была заставлена странными склянками и колбами, а смелые эксперименты грозили пожаром.
Слайд 6
В 17-летнем возрасте встал вопрос о дальнейшем обучении
Александра. За приличную взятку Сашу записали купцом Третьей гильдии.
Это не самый высокий титул, но его обладатель все же получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин. Не бросал он и музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и, конечно, сочиняя.
Слайд 7
Александр был круглым отличником в академии, все предметы
он изучал легко и с интересом. По окончании академии
в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.
Слайд 8
Испытание закончилось новым витком карьеры: в 1859 году
начинающему исследователю дали направление в Гейдельберг для повышения квалификации.
В то время там сложился так называемый «Гейдельбергский кружок» из нескольких выдающихся русских деятелей науки, в том числе И. Сеченова и Д. Менделеева.
И. Сеченов
Молодые ученые.
В середине А.П. Бородин
и Д.И. Менделеев
«Гейдельбергский кружок»
Д. Менделеев
Слайд 9
В 1860 году в компании Менделеева и Зинина
Бородин с увлечением путешествует по странам Европы. Во Франции
он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени - Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.
Слайд 10
В 1861 году в Гейдельберге происходит судьбоносная встреча
Бородина с Екатериной Протопоповой - молодой пианисткой,
познакомившей его
с творчеством Шопена и Шумана. Екатерина
Была искренней и скромной, при этом разделяла музыкальные интересы Бородина. Венчание состоялось в апреле 1863 года. Молодожены были вполне счастливы, однако бытовые условия их жизни оставляли желать лучшего. В последующем супруги проводили вместе только зимы в Петербурге и летние каникулы.
Слайд 11
Бородин Иван Парфеньевич
академик Петербургской
академии наук, впоследствии
РАН, Брат композитора
А. П. Бородина.
А.П. Бородин с
двоюродной сестрой
Марией
Готовцевой.
1856 год
Бородин в Петербурге получил должность адъюнкт-профессора, параллельно преподавая химию
Слайд 12
Осенью 1862 года состоялось еще одно важное знакомство
в жизни Бородина. На одном из музыкальных вечеров в
доме С. Боткина, который, помимо своей основной профессии, был еще и большим любителем музыки, Александр оказался в обществе Милия Балакирева. Благодаря дружбе с Балакиревым, Бородин знакомится с Балакиревым, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Кюи. Впоследствии их содружество получило название «Могучая кучка».
С. Боткин
Слайд 13
«Могучая кучка».
Милий Балакирев развивал в обществе идею русского
национального искусства. Бородину и раньше приходили мысли о том,
насколько значительно народное творчество, и многие его произведения на тот момент имели в своей основе исконно русские мотивы.
Слайд 14
Милий убедил Александра продолжать композиторскую
деятельность, и он
принялся за симфонию. Свое первое значительное произведение
композитор закончил в
1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина
Слайд 15
Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших,
но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается
и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.
Слайд 16
К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать
Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь». На эту
мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры.
Слайд 17
Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал создавать
злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в
двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.
Слайд 18
Бородин активно ратовал за национализацию русского искусства и
выступал против огромного количества зарубежных произведений на сцене. В
этой борьбе он не только часто обращался к народным мотивам, но и создал мини - оперу «Богатыри», которую наполнил шуточными мотивами, напоминающими популярные штампы зарубежной музыки того времени.
Слайд 19
Александр Порфирьевич умер скоропостижно и неожиданно: на глазах
у близких друзей после развесёлой русской пляски у великого
человека просто остановилось сердце. Случилось это 27 февраля 1887 года.
Слайд 20
«Князь Игорь» – опера, популярная и любимая не
только в России, но и во всем мире. Бородин
писал ее 18 лет, но так и не закончил. Дописывать произведения после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке», и в 1890 году опера впервые вышла на сцене, завоевав оглушительный успех.
Ария Князя Игоря
Слайд 21
Партитуры, созданные в XIX веке самим Александром Бородиным,
до сих пор находятся в идеальном состоянии. И дело
не в особых условиях хранения, а в уникальном покрытии из яичного желтка, которое стало очередным в списке открытий и изобретений великого ученого.
Слайд 22
В 1861 году Бородин впервые открыл и описал
реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которая с
тех самых пор в России и носит его имя. А вот в иностранной литературе эта реакция известна под именем другого ученого – К. Хунсдикера, который в 1942 году также занимался ее исследованием. В последнее время ее все чаще стали называть «реакцией Бородина-Хунсдикера».
Слайд 23
В Музее науки Лиссабонского университета каждый год проходит
мероприятие, посвященное А. Бородину, на котором профессиональные музыканты исполняют
его сочинения в химической лаборатории. В это же время студенты и преподаватели ВУЗа проводят эксперименты, повторяющие исследования великого русского композитора-химика.
Слайд 24
Александр Бородин по праву считается личностью общемирового значения,
ведь к его творчеству, научным открытиям, изданной им литературе
обращаются не только в России, но и во многих других странах. Любопытно, но коллеги-музыканты не понимали его увлечения химией, а ученые никак не могли понять, зачем ему нужна музыка, и видели в ней «поругание над ученой мантией». А вот сам Бородин только посмеивался над ними и продолжал свое дело.
Слайд 25
Дом - музей
Дом семьи Дианиных, в котором семья
Бородина жила летом.
Значительная часть оперы "Князь Игорь" была
написана здесь.
Слайд 26
Основные произведения
Оперы:
Богатыри (1868)
Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
Князь
Игорь (1869—1887)
Произведения для оркестра:
Симфония № 1 Es-dur (1866)
Симфония № 2 h-moll
«Богатырская» (1875)
Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
Камерно-инструментальные ансамбли
Произведения для фортепиано
Произведения для голоса и фортепиано:
Что ты рано, зоренька (1850-е годы)
Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса,
виолончели и фортепиано)
Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1868)
Из слез моих (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881)
Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881)