Слайд 2
Обилие духовых, струнных и ударных инструментов
говорит о
культурном богатстве древних русских.
Впитывая звуки природы, народ создавал
из
подручных материалов нехитрые трещотки и
свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками
изготовления и игры на простых музыкальных
инструментах. Это было неотъемлемой частью
народной культуры и быта со времён Древней
Руси. Многие из них используются по сей день в
неизменном виде – иные были усовершенствованы и
легли в основу народных оркестров.
Слайд 3
Ударные музыкальные инструменты
От ложек до дров
Слайд 4
Трещотка
Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и
есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие
звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к
тому или иному выступлению.
Слайд 5
Ложки
Ещё один символ русской культуры – деревянные
ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние
русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.
Слайд 8
Дрова
Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос»
из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож
с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.
Слайд 9
Духовые музыкальные инструменты
Свистящие духовые инструменты
Кугиклы
Кугиклы
(кувиклы) – русская разновидность многоствольчатой
флейты, известной науке под
названием флейта Пана.
Названа она так в честь древнегреческого бога, покровителя
пастухов. Играют на кугиклах только ансамблем, группой из
трех – четырех исполнителей. Это чисто женский инструмент.
Слайд 10
Свистульки
Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька –
часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в
виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента. Свистульки издаютвысокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.
Слайд 11
Свирель
Свирель похожа на продольную флейту, состоящую из
двух не
скрепленных между собой деревянных трубок разной длины.
По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.
Слайд 12
Духовые музыкальные инструменты
Язычковые духовые инструменты
Жалейка
Волынка
Брелка
Слайд 13
Духовые музыкальные инструменты
Амбушюрные духовые инструменты
Рожок представляет
собой
конической формы прямую
трубу. В этой трубе пять
отверстий вверху, и одно
отверстие внизу для игры.
В трубу дуют, зажимают
игровые отверстия
пальчиками, и получается
звук. Рожок сделан из
березы, клена, можжевельника.
Раньше их делали из двух
половинок и скрепляли
берестой. На рожке играют
наигрыши. Под песенные
наигрыши поют песни, под
плясовые и танцевальные
наигрыши можно плясать.
Слайд 14
Струнные музыкальные инструменты
Щипковые инструменты
Гусли
Ещё один
струнный народный щипковый инструмент,
но гораздо старше балалайки. Первые
исторические
свидетельства использования гуслей относятся к V веку.
Предок инструмента точно не установлен, но, согласно
наиболее распространённой гипотезе они произошли от
древнегреческой кифары. Существовало несколько типов
гуслей с резонатором различной формы и количеством
струн от 5 до 30. Гусли всех типов (крыловидные,
шлемовидные, лироообразные) использовались для
аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались
гуслярами.
Слайд 16
Традиционный славянский щипковый струнный инструмент –
прародитель балалайки.
Принципиальные отличия от первой
от последней заключаются в конфигурации
деки (овальной и
треугольной соответственно).
Домра
Слайд 17
Широкое распространение домра получила в XVI веке, предположительно
эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов. Существуют трёх- и
четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).
Слайд 18
Балалайка
Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный
щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются
XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя
струнами и округлой декой.
Слайд 19
Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста.
Корень
слова балалайка такой же, как в словах балакать
или
балаболить, которые означают бессодержательный,
ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего
выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.
Балалайка
Слайд 20
Гитара
Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент.
Применяется
в качестве аккомпанирующего или сольного
инструмента во многих стилях
и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, метал, джаз.
Слайд 21
Струнные музыкальные инструменты
Смычковые инструменты
Гудок
Гудок (гудочек, гудило,
гудище, гудулка) — древнерусский
народный Струнный смычковый музыкальный инструмент,
наиболее распространённый в XVII – XIX веках, среди скоморохов.
Имеет деревянный выдолбленный кузов, как правило овальной
или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными
отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов,
удерживающую 3-4 струны.
Слайд 22
Колесная лира
В XVIII веке колёсная лира стала
модной игрушкой
французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
В настоящее
время применяется в народной музыке
некоторых европейских стран.
Слайд 23
В России колёсная лира получила распространение в XVII
веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, исполнявшие под
звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи.
Слайд 24
Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими
корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника.
Первый инструмент
был создан мастером Мирвальдом в 1891
году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако
название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до
этого он назывался хроматической гармонью).
Баян
Слайд 25
Это сольный концертный или ансамблевый инструмент.
Однако нередко
он аккомпанирует и народному досугу на
общественных гуляниях или
семейных праздниках.
Баян
Слайд 26
Русская гармонь
Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру
вместе
с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский
инструмент
шен. Китайский прародитель прошел долгий путь
из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь
гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого
производства. Но даже при наличии поставленного производства
большую часть инструментов изготавливали народные
мастера, что способствовало широкому конструктивному
разнообразию.
Слайд 27
Оркестры русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов
имени Андреева Ленинградского радио
и телевидения
В. В. Андреев —
создатель первого оркестра
Слайд 28
Академический оркестр русских народных
инструментов Всесоюзного радио
и
телевидения
Слайд 29
Государственный академически
русский народный оркестр им. Н. П. Осипова